Есть самые разные мнения, на счет того, должен ли психолог давать клиенту результат или не должен. Я поделюсь своей точкой зрения. Во-первых, когда клиент платит деньги, он рассчитывает, что работа с психологом приведет к изменениям в его и жизни или в конкретном запросе — это ожидание результата. Во-вторых, причины обесценивания клиентом: психолог не помог, поговорить я и с подружкой могу, частично могут быть связаны с настроем на работу самого психолога. В этой статье хочу рассказать о нескольких приемах из своей практики, которые позволяют выходить клиентам на ощутимый им результат и быть благодарными за работу.
Контрактная сессия
В коучинге есть такая сессия, обычно она первая. Задачи контрактной консультации — договориться с клиентом, к какому результату он стремится и как психолог может ему в этом помочь. Например, прояснить цели, задачи работы, понять критерии измерения результата, за какой срок клиент хочет прийти к нему и т. д.
Понимание на старте чего хочет клиент сильно помогает психологу в работе, ибо если не понимает, то усиливает и свою внутреннюю неопределенность, и передает тревогу клиенту.
Вопросы, для моделирования первой встречи
Фокус на клиента, а не на его запрос
Запрос клиента — чаще всего запрос, поступивший от его психических защит. Например, приходит клиент и говорит, что хочет зарабатывать больше денег. Но мы же с вами понимаем, что истинный его запрос вообще не про деньги, а про защищенность, снятие ограничений, свободу выбора и т. д. По сути мы смотрим, что на самом деле важно для человека, в чем его истинная незакрытая потребность. В этом хорошо помогают метафоры, убеждения, а возможно и фигуры людей, которые скрываются за понятием денег.
Навык работы с проекциями, переносом и контрпереносом
Я работаю методами глубинной аналитической психологии. Поэтому серьезное подспорье в диагностике и работе дают:
- проекции — как человек и о ком рассказывает;
- перенос — какие эмоции, реакции, фигуры транслирует;
- мои контрпереносные состояния.
Эти инструменты как отдельный вид магии. Не обязательно вслушиваться в слова клиента, чтобы увидеть ценные для работы фрагменты: образы, сравнения, оговорки, метафоры, сны и т. д. По записям в процессе консультации я могу связать интерпретации в понятную для клиента историю и подсветить озвученные им пути выхода, которые он не замечает. Подчеркиваю, что ничего не придумываю за клиента, а возвращаю ему, по сути, рожденное им самим в процессе работы. Ведь свое принимается, а чужое отторгается.
И вишенка на торте…
Ресурсная завершающая сессия
Эта сессия отличается от терапевтических тем, что направлена на подведение итогов работы. Клиенту важно прийти к собственным выводам относительно результата проведенных встреч. Как показывает моя практика, клиенты часто бывает приятно удивлены тем, что получили гораздо больше, о чем заявляли первоначально. Бывает и такое, что запрос, с которым заходил в работу кажется ему уже неважным и отжившим свое, потому что произошедшие с ними изменения гораздо важнее и ценнее.
И если вдруг результат, о котором говорил клиент на первой сессии отличается от полученного, но клиент уходит в ресурсе, готовый действовать и достигать — значит это и был его истинный запрос.
Другой важный смысл завершающей сессии — направить полученный энергетический ресурс в дело. Я проясняю, какие планы у клиента, какие шаги предполагает совершить, какими возможностями располагает и т. д. По большей части, это также коучинговая сессия.
В вопросы обязательно включаю несколько таких, которые говорят:
- что ценного дала именно моя помощь;
- чем запомнилась работа больше всего;
- кем я как будто была, какую роль играла, в этой работе;
- а также какие сферы не успели охватить или чего не хватило в работе.
Примерные вопросы завершающей сессии
А как считаете вы: должен ли психолог быть настроен на результат работы с ним?
Галина Гончукова, практикующий психолог, типолог, игропрактик.
Работаю с запросами коллег на проявленность, рост дохода в сфере психологии.
Автор: Галина Гончукова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru