Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Тревожный месяц вересень" (СССР, 1977), "Подранки" (СССР, 1977), "Победа" (СССР–ГДР, 1985): "за" и "против"

Подранки. СССР, 1977. Режиссер и сценарист Николай Губенко. Актеры: Юозас Будрайтис, Алёша Черствов, Георгий Бурков, Александр Калягин, Жанна Болотова, Ролан Быков, Николай Губенко, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Губенко (1941–2020) поставил шесть полнометражных игровых фильмов, из которых только пронзительной автобиографической драме «Подранки» и его дебюту в режиссуре – «Пришел солдат с фронта» – удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Выдающийся актер и режиссер Николай Губенко положил в основу сценария «Подранков» воспоминания о своем детдомовском детстве. Этому фильму свойственна очень личная, проникновенная интонация, иногда нежная, иногда обжигающая…

Зрители полюбили эту картину, а вот советская кинопресса встретила ее неоднозначно.

Подробно раскрыв положительные стороны драмы «Подранки» (1977) Н. Губенко, кинокритик Татьяна Иенсен в журнале «Искусство кино» с сожалением отметила, что «сцены до и после детдома – ничьи, в нет неповторимости, они все из общих мест. … Не состоялся образ Бартеньева–взрослого, а вслед за ним и тема братьев, призванная в настоящем отразить прошлое, а в прошлом разглядеть завязь настоящего. … Собственно об уроках, которые дает нам детство, и поставил фильм Н. Губенко – такой поэтичный и искренний в основной своей части, там, где ведется речь о «подранках», и, увы, сбивающийся на схему, когда действие перебрасывается в наши дни» (Иенсен, 1977: 84–86).

А кинокритик Юрий Тюрин (1938–2016), вообще, фильм оценил весьма сурово. Начало статьи Ю. Тюрина настраивало на мажорный лад: «Подранки» правомочно воспринимать как исповедь, это во многом автобиографическое произведение. Кадры его воплотили жизненный – выстраданный – опыт автора, чья судьба, выраженная в образе Бартенева–младшего, складывается из осколков, выброшенных войной» (Тюрин, 1979: 94). Однако потом критик, по сути, перечеркивая сказанное выше, объявлял картину неудачей: «Герой распался в полном смысле слова на две половины: детство его обещало незаурядную личность, зато зрелость была лишена конкретности, плоти, она существовала на экране вне образности характера. Тут основная неудача фильма. Бартенев сорокалетний остался в настоящем времени лишь очевидцем, а не участником событий – в отличие от Бартенева–ребенка, подранка» (Тюрин, 1979: 97).

Зато зрители XXI века практически единодушны в своих положительных оценках «Подранков»:

«Какой пронзительный, душераздирающий фильм. Каждый раз щемит сердце, когда Кривопучко плачет, а мы видим обожженные руки танкиста. Или, когда героиня Гундаревой цедит каплю супа для голодного ребенка…» (Бетти).

«Это мой любимый советский фильм. Недавно его пересмотрел – за столько лет фильм совершенно не утратил ни интеллектуальной, ни художественной высоты. Таких фильмов у нас было очень мало: "Полёты во сне и наяву", "Уроки французского", "Пять вечеров", "Осенний марафон"... Эти фильмы я считаю лучшими» (Т. Макка).

«Это настоящее кино! Актёры – легенды! Пересматривая фильм время от времени ловлю себя на том, что на глаза наворачиваются слёзы, когда понимаешь, что пришлось пережить тем поколениям и детей и взрослых, которые прошли через такую страшную войну» (С. Матвеевский).

Киновед Александр Федоров

-2

Тревожный месяц вересень. СССР, 1977. Режиссер Леонид Осыка. Сценаристы Виктор Смирнов, Леонид Осыка (по повести Виктора Смирнова). Актеры: Виктор Фокин, Борислав Брондуков, Антонина Лефтий, Ирина Бунина, Иван Миколайчук, Стефания Станюта, Иван Гаврилюк и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Осыка (1940–2001) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только одному из них – драме «Тревожный месяц вересень» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Тревожный месяц вересень» рассказывает драматическую историю о борьбе с бандеровцами осенью 1944 года… К этой тематике советский кинематограф 1970-х -1980-х обращался нечасто.

Кинокритик Татьяна Иванова в журнале «Искусство кино» писала, что «сама фабула отражает и непримиримую враждебность националистических банд украинским селянам, всему украинскому народу… и неуклонное нарастание его готовности смести с лица земли националистическую нечисть… Но кажется, Леонид Осыка ищет сочетания предельно напряженного внешнего действия не столько с глубоким и острым психологизмом, сколько с общей поэтической трактовкой жизни, с лирическим, почти «музыкальным» восприятием ее. Да и художнический интерес к психологии у режиссера тоже, в сущности, подчинен его тяготению к поэзии, к лирическому живописанию окружающего. … работа Л. Осыки представляется не просто удачной, а удачей принципиальной. Мироощущение художника, оставаясь по преимуществу поэтическим, в этом фильме как бы расширило свой горизонт, обогатилось, обрело новые параметры» (Иванова, 1976: 64, 67, 70).

Зрители до сих пор спорят об этой картине:

«"Тревожный месяц вересень" мне представляется достаточно удачным фильмом Леонида Осыки, несмотря на отдельные огрехи и недочеты. В этой картине Л. Осыка отошел от традиций и стилистики "украинского поэтического кино", в котором он снискал себе славу… "Вересень" снят как бы вопреки жанру "Военных приключений", под который подпадала повесть Виктора Смирнова. Режиссер правдиво показывает Полесье 1944 года, а именно небольшое, запуганное бандитами село… В финале у Осыки был соблазн перейти в традиции вестерна. Но он этого избегает, ставит перестрелку не как увлекательную дуэль, а как реалистический бой. … Недавно был снят новый фильм по повести Смирнова – "Лето волков". Видны старания режиссера, актеров. Некоторые играют очень хорошо. Вот только подлинности на экране нет» (А. Гребенкин).

«По сравнению с книгой Виктора Смирнова фильм, конечно, слабоват. … проигрывает повести по всем статьям. Напрочь отсутствует психологизм, невыразительный актёр в главной роли, невнятно снятые боевые сцены. … После партийно–чинушного разгрома студии имени Довженко и избиения национальных кадров … на Украине в основном снимали слабое в художественном отношении, но идеологически правильное кино (счастливое исключение – работы Леонида Быкова и Романа Балаяна). На этом фоне "Тревожный месяц вересень" выглядит вполне прилично» (Василий).

Киновед Александр Федоров

-3

Победа. СССР–ГДР, 1985. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Евгений Матвеев, Вадим Трунин (по одноименному роману Александра Чаковского). Актеры: Александр Михайлов, Андрей Миронов, Клаус–Петер Тиле, Рамаз Чхиквадзе, Георгий Менглет, Альгимантас Масюлис, Михаил Ульянов, Виктор Ильичёв, Николай Засухин, Владимир Зельдин, Наталья Вавилова, Юрий Назаров, Евгений Матвеев, Юрий Кузьменков, Павел Винник, Геннадий Юхтин и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Зрительский успех идеологически идущей в форваторе рекомендаций КПСС «Победы» во многом был определен огромным тиражом её фильмокопий и приоритетной – так называемой «всесоюзной премьерой», назначенной на праздничный май 1985 года…

К началу 1980–х (особенно после того, как он сыграл роль Л.И. Брежнева в фильме «Солдаты свободы») актер и режиссер Евгений Матвеев вошел в число советских киногенералов, практически неприкасаемых для кинокритики.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что журнал «Советский экран» в год выхода политической драмы Е. Матвеева «Победа» опубликовал официозно–хвалебную рецензию зам. главного редактор газеты «Известия» Льва Корнешова (1934–2005): «Как–то выступая перед своими коллегами–писателями, Александр Чаковский напомнил слова Владимира Ильича Ленина о том, что весь дух марксизма, вся система требуют, чтобы каждое положение рассматривалось в связи с конкретным опытом истории. Верность исторической правде, стремление точно и объективно показать, как все было на самом деле, отличают работу создателей картины. … «Этот фильм – пусть никто не сочтет это преувеличением – может служить примером творческой принципиальности, ибо в нем требовалось из уважения к Истине отбросить все субъективное, привносимое в оценке событий и людей. А это всегда непросто. В фильме с предельной, почти стенографической точностью воссоздана работа Конференции в Потсдаме. Эмоционально, ярко показана победа миролюбивых сил в Хельсинки» (Корнешов, 1985: 4).

Уже в XXI веке киновед Клара Исаева писала о «Победе» так: «Когда–то, получив почти приказание сыграть Брежнева в фильме «Солдаты свободы», Матвеев очень смутился, боясь, что его не поймут знакомые и друзья. Но теперь его уже ничто не смущало. И надо признать, он сделал картину не хуже, чем некоторые другие постановщики подобных кинопроизведений. Но для творчества Матвеева это был фильм не органичный. … режиссура была посредственной» (Исаева, 2010: 297).

Мнения зрителей XXI века о матвеевской «Победе» существенно расходятся:

«Блестящий фильм! Я потрясен! Удивительно, что не видел его ранее. Считаю, что эта картина глубоко недооценена сегодняшней культурной средой и телеканалами» (Антон).

«По–моему, это топорная, кое–как сляпанная агитка, типичный продукт "холодной войны". Справедливости ради, следует отметить, что и в Голливуде в то время снимались "шедевры" подобного рода, по художественному уровню не намного выше. Литературная основа фильма –типичная "заказуха", также особой художественной ценности не представляющая» (Игорь).

«Режиссёр Матвеев и писатель Чаковский были, мягко говоря, не шибко одарёнными творчески личностями. Зато крепко идеологически подкованными, что было гораздо существеннее во времена Суслова и лично дорогого Леонида Ильича. Испытываешь чувство неловкости за задействованных в фильме актёров, говорящих рублеными фразами агитаторов–пропагандистов. Может они все сговорились и так поиронизировали? Если да – то фильм удался:)» (Борька).

Киновед Александр Федоров