Обманутые. СССР, 1961. Режиссеры Ада Неретниеце и Марис Рудзитис. Сценаристы Визма Белшевица, Янина Маркулан. Актеры: Эдуардс Павулс, Валдемарс Зандбергс, Астрида Кайриша, Велта Лине, Екатерина Бунчук и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ада Неретниеце (1924–2008) поставила 18 полнометражных игровых фильмов, но только «Обманутым» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Марис Рудзитис (1932–1973) поставил три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли тоже только «Обманутые».
«Обманутые» – психологическая драма, снятая в рамках хрущевской антирелигиозной кампании.
Однако результат на экране оказался в итоге таков, что некоторые советские кинокритики сомневались в верности «Обманутых» заданному идеологическому курсу: «В состоянии ли фильм «Обманутые» нанести удар по религиозной идеологии? Думаю, что нет, потому что он концентрирует внимание не на борьбе идей, а на мелких побочных конфликтах. В «Обманутых» поражает ощущение оторванности от жизни, замкнутости в себе. Как будто герои повествования разом оказались в запаянной консервной банке. … Создавая фильмы на антирелигиозную тему, нельзя не заботиться об особой убедительности того, что происходит на экране. Спор с религией должен идти во всеоружии идейных и художественных средств. На этот раз их не оказалось в руках рижских кинематографистов» (Гуров, 1962: 83).
Сегодня об «Обманутых», похоже почти никто не помнит – ни киноведы, ни кинозрители…
Киновед Александр Федоров
Пришел солдат с фронта. СССР, 1971/1972. Режиссер Николай Губенко. Сценаристы: Николай Губенко, Василий Шукшин (по мотивам рассказов С. Антонова). Актеры: Михаил Глузский, Ирина Мирошниченко, Николай Губенко, Лена Смирнова, Миша Родяков, Наталья Бондарчук, Иван Косых и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.
Режиссер Николай Губенко (1941–2020) поставил шесть полнометражных игровых фильмов, из которых только пронзительной автобиографической драме «Подранки» и его дебюту в режиссуре – «Пришел солдат с фронта» – удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Весна 1945. В искалеченную деревню, испытавшую все тяжести гитлеровской оккупации, приходит весть о победе в Великой Отечественной войне…
Фильм «Пришел солдат с фронта» был встречен советской прессой позитивно.
К примеру, кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) хотя и отметила некоторую вторичность сюжета и персонажей фильма по отношению к «Председателю» и «Бабьему царству», но далее отметила, что «Николай Губенко честно пытается вписать своего темпераментного героя, сильную личность, в атмосферу шукшинской деревни. … и это соседство двух разных темпераментов в одном фильме по-своему интересно» (Хлоплянкина, 1972: 4-5).
А кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал, что «Пришел солдат с фронта» – фильм «о безмерности горя и страдания, принятого народом в войне. О вдовах. О сиротах. О калеках. О людях одиноких, как перст. Об этой не залечиваемой никогда ране войны. Поворот темы современный, хотя бы потому, что решается она с остротой еще не пережитого страдания. Для авторов это не вчера, а сегодня. Всегда сегодня. Не устоявшаяся в сознании привычная истина, а живая кровоточащая боль, пропущенная сквозь человеческие сердца. И боль эта будет «прослушана» здесь не в одном, пусть самом ярчайшем характере, не в одной судьбе человека, а разом во многих и в каждой – взвешена, измерена общей судьбой русской деревни, пережившей войну» (Зоркий, 1972: 22).
В принципе с этим согласны и нынешние зрители:
«Потрясающий фильм! Как и все другие режиссёрские работы Николая Николаевича Губенко! Это фильм о людях, о которых пишут только с большой буквы! Настоящие Люди, Истинные Люди! Прекрасны все исполнители» (Е. Уфимова).
«Фильм русского режиссёра про русских людей! Во время и после просмотра - комок в горле и сердце ноет за тех людей, за то, что им пришлось вынести, за нашу Родину. Гениальный фильм!» (Ольдар).
Киновед Александр Федоров
Дерсу Узала. СССР–Япония, 1976. Акира Куросава. Сценаристы Юрий Нагибин, Акира Куросава (по мемуарам В.К.Арсеньева). Актеры: Максим Мунзук, Юрий Соломин, Светлана Данильченко, Суйменкул Чокморов и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Единственный фильм легендарного Акиры Куросавы (1910–1998), поставленный в СССР. Эта важнейшая копродукция принесла советскому кинематографу целый букет международных призов: «Оскар», «Давид Донателло» и др.
Это был как раз тот случай, когда фильм тепло приняли зрители, а кинокритики были просто в восторге.
Лев Аннинский (1934–2019) в журнале «Искусство кино» писал, что «в фильме Куросавы, при всей его ясности, таится, конечно, глубокий секрет, и нужно его разгадать. Не уверен, что другие зрители так уж согласятся с сутью моих толкований, но я уверен в том, что любой зритель, вынеся из этой картины ощущение ясного света и простой устойчивости мира, ощутит и другое: неотступное желание промерить под этим верхом – бездну, уловить подводную мощь айсберга. … Если уж точно формулировать испытанное мною чувство, то так: я горд, что давний интерес Акиры Куросавы к русской культуре увенчался такой работой. И что для такой работы дала ему творческий импульс русская культура, русская земля» (Аннинский, 1975: 47, 55).
Зрители спорят о фильме «Дерсу Узала» и сегодня:
«Конечно, после прочтения мною книг В.К. Арсеньева, фильм впечатляет меньше. Но всё – таки Акира Куросава великий Мастер, создавший один из лучших фильмов в истории СССР и принёсший нам премию "Оскар"! Данный Оскар ценен и для нашего кино, и для самого Куросавы. Он подтвердил свой класс, вернулся в пантеон великих мировых кинематографистов, а наша страна получила очередной повод для гордости. Многим не понять этот гениальный фильм. Здесь воплотилась общечеловеческая религия – квинтэссенция христианства и синтаизма, буддизма и философии. Созерцание природы и мира, единство людей. Братство людей разных взглядов и национальностей, человека науки и охотника – язычника! … "Дерсу Узала" – идеальная гармония науки и язычества, веры. То к чему люди так давно стремятся, но никак не могут обрести. Забота о ближнем, уважение ближних и даже незнакомых людей – вот истинная ценность человечества! Любить людей, природу, Бога. Этот тройственный союз образует гармонию Мира, Царства Божия! … Арсеньев не стал отшельником, не отказался от цивилизации, но смог найти сокровенный баланс между цивилизацией и природой! Не покорять природу, не подчинять толстовской "Воле" (!), а стать частью её! Создать природную цивилизацию, уважающую мать – природу, существующею внутри неё, как часть этой самой природы! Вот великий смысл этого произведения, и понять его мог лишь японский Мастер, художник Акира Куросава. … Художник не бежит, он созерцает Мир! И создаёт свои великие творения!» (И. Быков).
«Чем старше становлюсь, тем сильнее ощущаю стремление к гармонии отношений с людьми, природой, всем живым миром, что окружает героев. Фильм по–настоящему миротворческий… Несмотря на моё восхищение японским народом, который как то умудрился сохранить и уважать свои древние традиции, глубоко корнями уходящие в знания необходимости гармоничных отношений человека и природы, в первую очередь, ради самого человека, хочу защитить и немного оправдать русских людей. Да, мы сейчас, в подавляющем большинстве, безобразно относимся к земле, на которой живем со всем, что она нам даёт. … А фильм этот очень люблю» (Е. Самодина).
«Честно признаться, меня этот фильм немного разочаровал. Может потому, что ждала слишком многого... По мне, так старый фильм (не помню фамилию режиссера) ничуть не хуже. Почему не дали никакой премии ему? Там ведь все про то же самое, про гармонию человека с природой и т.п., и актеры не хуже играли. Потому что фамилия режиссера не такая громкая?» (Элле).
Киновед Александр Федоров