Событие в художественном произведении всегда значимо. Вступая во взаимодействие с внутренним миром героя, его убеждениями и желаниями, оно запускает развитие сюжета. Слово всегда весомо, сподвигает на серьёзную умственную работу, на размышления об устройстве общества или мироздания. В противном случае – это лишь графоманская болтовня, призванная нагнать количество страниц для солидности.
Роман Эдуарда Веркина «Снарк снарк» (короткий список премии «Большая книга-2023») вызывает вопрос: насколько художественно оправдано создание текста, объёмом стремящегося к «Войне и миру», если событий в нём на маленькую повесть? Кроются ли за словесной мишурой тайные течения мотивов, смыслы, идеи?
В аннотации к роману сделан акцент на пропавших в Чагинске подростках и на том факте, что исчезновению тысяч людей нет объяснения. Маркетологи читателя не обманывают: мальчишки действительно пропадают. Но роман Веркина даже не пытается мимикрировать под детектив: нет ни официального расследования, ни частного, только вялая игра в имитацию со стороны персонажей.
Мы не узнаем наверняка, что случилось. Да, будет предложен вариант, но в таком виде, что ясно: все доказательства и улики подогнаны под ту версию, которая удобна. Вот только удобна кому?
Разбираемся с Дарьей Ледневой – читать рецензию