Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Люди не всё знают" (СССР, 1964), "В мёртвой петле" (СССР, 1963), "Кровь людская – не водица" (СССР, 1960): "за" и "против"

Кровь людская – не водица. СССР, 1960. Режиссер Николай Макаренко. Сценаристы: Николай Макаренко, Михаил Стельмах (по мотивам одноименного романа М.Стельмаха). Актеры: Евгений Бондаренко, Генрих Осташевский, Анатолий Соловьёв, Карина Шмаринова и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Макаренко (1912–1982) поставил пять игровых полнометражных фильмов, из которых драмам «Кровь людская – не водица» и «Люди не все знают» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Действие этой драмы разворачивается в 1920 году в эпоху заката гражданской войны. Лента стала первой частью кинотрилогии: «Кровь людская — не водица», «Дмитро Горицвит», «Люди не все знают».

Как и другие два фильма трилогии, лента «Кровь людская — не водица» выдержана в духе тогдашних «историко-революционных» стереотипов и сегодня основательно забыта…

Киновед Александр Федоров

-2

В мёртвой петле. СССР, 1963. Режиссеры Николай Ильинский и Суламифь Цыбульник. Сценаристы Леонид Трауберг, Семён Тимошенко. Актеры: Олег Стриженов, Виктор Коршунов, Станислав Чекан, Александр Мовчан, Николай Лебедев, Павел Шпрингфельд, Эльза Леждей, Ефим Копелян и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Ильинский поставил 14 полнометражных игровых фильмов, но только его драмам «В мертвой петле» и «Ярость» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Суламифь Цыбульник (1913–1997) поставила 7 фильмов, три из которых («Инспектор уголовного розыска», «Будни уголовного розыска», «В мертвой петле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Драма о первых русских авиаторах «В мертвой петле», по мнению рецензента «Советского экрана» М. Петровского, была «снята, смонтирована и во многом поставлена гораздо интересней, чем это часто бывает на Киевской студии. … Сценарий … был написан ещё до войны, в пору выдающихся успехов советских авиаторов, и приобрёл по–новому актуальное звучание в пору выдающихся успехов советских космонавтов... Сценарий был построен как спор о национальном характере. Является ли пресловутая удаль главной чертой русского характера — вот что оспаривал сценарист. Вся система образов, всё развитие сюжета приводило к выводу, что трезвый расчет в такой же мере свойственен русскому характеру, как и безудержная удаль. Поэтому победителем в сценарии (как и в жизни) оказывался не Уточкин, а Нестеров, синтезировавший оба качества. Поэтому Нестерову, а не Уточкину, удалось (в действительности, как и в сценарии) первым осуществить „мёртвую петлю“» (Петровский, 1963: 37).

Мнения сегодняшних зрителей об этой ленте в основном позитивны:

«Мне фильм очень понравился! Главный герой впечатляет, он живет, страдает, любит и не может без неба!» (Т. Никитина). «Совершенно незаслуженное, обидное отношение ТВ к отличному фильму, прекрасной игре актеров. Олег Стриженов в роли Уточкина как всегда бесподобен. Смотришь фильм на одном дыхании, ощущая все время высокую романтически–прекрасную и одновременно трагическую ноту» (НВЧ).

«Снято с такой симпатией и любовью к Уточкину. В финале его просто страшно жалко: разбитая жизнь, сломанное от бесконечных травм и падений самолета тело, поломанная принудительным "лечением" в психушке душа... Ну, куда еще ему смотреть, кроме как в ясное небо, которое одно его не предало?» (Л. Ловгуд).

Киновед Александр Федоров

-3

Люди не всё знают. СССР, 1964. Режиссер Николай Макаренко. Сценаристы Николай Макаренко, Михаил Стельмах (по мотивам романов М. Стельмаха «Кровь людская — не водица», «Большая родня»). Актеры: Анатолий Соловьёв, Анатолий Чернышов, Юрий Малышко, Юрий Перов, Светлана Данильченко и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Макаренко (1912–1982) поставил пять игровых полнометражных фильмов, из которых драмам «Кровь людская – не водица» и «Люди не все знают» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Здесь надо отметить, что этот фильм стал третьей частью трилогии, которую Н. Макаренко начал фильмами «Кровь людская — не водица» (1960) и «Дмитро Горицвит» (1962).

Можно предположить, что аудитория, составившая двадцать один миллион зрителей, пошедших в кинозалы именно на третью часть трилогии Николая Макаренко, 1) очень хотела знать, чего все–таки ещё не знают люди, и 2) были привлечены военно–партизанской тематикой ленты (первые две части повествовали о событиях 1920–х– 1930–х годов).

Киновед Александр Федоров