Кровь людская – не водица. СССР, 1960. Режиссер Николай Макаренко. Сценаристы: Николай Макаренко, Михаил Стельмах (по мотивам одноименного романа М.Стельмаха). Актеры: Евгений Бондаренко, Генрих Осташевский, Анатолий Соловьёв, Карина Шмаринова и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Николай Макаренко (1912–1982) поставил пять игровых полнометражных фильмов, из которых драмам «Кровь людская – не водица» и «Люди не все знают» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Действие этой драмы разворачивается в 1920 году в эпоху заката гражданской войны. Лента стала первой частью кинотрилогии: «Кровь людская — не водица», «Дмитро Горицвит», «Люди не все знают».
Как и другие два фильма трилогии, лента «Кровь людская — не водица» выдержана в духе тогдашних «историко-революционных» стереотипов и сегодня основательно забыта…
Киновед Александр Федоров
В мёртвой петле. СССР, 1963. Режиссеры Николай Ильинский и Суламифь Цыбульник. Сценаристы Леонид Трауберг, Семён Тимошенко. Актеры: Олег Стриженов, Виктор Коршунов, Станислав Чекан, Александр Мовчан, Николай Лебедев, Павел Шпрингфельд, Эльза Леждей, Ефим Копелян и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Николай Ильинский поставил 14 полнометражных игровых фильмов, но только его драмам «В мертвой петле» и «Ярость» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Суламифь Цыбульник (1913–1997) поставила 7 фильмов, три из которых («Инспектор уголовного розыска», «Будни уголовного розыска», «В мертвой петле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Драма о первых русских авиаторах «В мертвой петле», по мнению рецензента «Советского экрана» М. Петровского, была «снята, смонтирована и во многом поставлена гораздо интересней, чем это часто бывает на Киевской студии. … Сценарий … был написан ещё до войны, в пору выдающихся успехов советских авиаторов, и приобрёл по–новому актуальное звучание в пору выдающихся успехов советских космонавтов... Сценарий был построен как спор о национальном характере. Является ли пресловутая удаль главной чертой русского характера — вот что оспаривал сценарист. Вся система образов, всё развитие сюжета приводило к выводу, что трезвый расчет в такой же мере свойственен русскому характеру, как и безудержная удаль. Поэтому победителем в сценарии (как и в жизни) оказывался не Уточкин, а Нестеров, синтезировавший оба качества. Поэтому Нестерову, а не Уточкину, удалось (в действительности, как и в сценарии) первым осуществить „мёртвую петлю“» (Петровский, 1963: 37).
Мнения сегодняшних зрителей об этой ленте в основном позитивны:
«Мне фильм очень понравился! Главный герой впечатляет, он живет, страдает, любит и не может без неба!» (Т. Никитина). «Совершенно незаслуженное, обидное отношение ТВ к отличному фильму, прекрасной игре актеров. Олег Стриженов в роли Уточкина как всегда бесподобен. Смотришь фильм на одном дыхании, ощущая все время высокую романтически–прекрасную и одновременно трагическую ноту» (НВЧ).
«Снято с такой симпатией и любовью к Уточкину. В финале его просто страшно жалко: разбитая жизнь, сломанное от бесконечных травм и падений самолета тело, поломанная принудительным "лечением" в психушке душа... Ну, куда еще ему смотреть, кроме как в ясное небо, которое одно его не предало?» (Л. Ловгуд).
Киновед Александр Федоров
Люди не всё знают. СССР, 1964. Режиссер Николай Макаренко. Сценаристы Николай Макаренко, Михаил Стельмах (по мотивам романов М. Стельмаха «Кровь людская — не водица», «Большая родня»). Актеры: Анатолий Соловьёв, Анатолий Чернышов, Юрий Малышко, Юрий Перов, Светлана Данильченко и др. 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Николай Макаренко (1912–1982) поставил пять игровых полнометражных фильмов, из которых драмам «Кровь людская – не водица» и «Люди не все знают» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Здесь надо отметить, что этот фильм стал третьей частью трилогии, которую Н. Макаренко начал фильмами «Кровь людская — не водица» (1960) и «Дмитро Горицвит» (1962).
Можно предположить, что аудитория, составившая двадцать один миллион зрителей, пошедших в кинозалы именно на третью часть трилогии Николая Макаренко, 1) очень хотела знать, чего все–таки ещё не знают люди, и 2) были привлечены военно–партизанской тематикой ленты (первые две части повествовали о событиях 1920–х– 1930–х годов).
Киновед Александр Федоров