Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Грачи" (СССР, 1983), "Горячая душа" (СССР, 1960), "Твой современник" (СССР, 1968): "за" и "против"

Грачи. СССР, 1983. Режиссер Константин Ершов. Сценаристы Рамиз Фаталиев, Константин Ершов. Актеры: Алексей Петренко, Леонид Филатов, Ярослав Гаврилюк, Виталий Шаповалов, Юрий Гребенщиков, Ирина Бунина, Анатолий Ромашин и др. 21,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Константин Ершов (1935–1984) поставил восемь полнометражных игровых фильма, два из которых («Вий» и «Грачи») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Нам давно знакомы детективы, где группы захвата обезвреживает опасных преступников. В кинорепертуаре такие истории занимают прочные позиции не первый год. Однако часто главным для авторов становится серия более или менее профессионально снятых погонь, драк, перестрелок. Создатели «Грачей», основываясь на документальном материале, поставили перед собой трудную задачу — проследить истоки преступления.

...Два брата. Старший — Виктор Грач. Младший — Александр. Растут без отца. Старший всегда защищает младшего. Младший во всем равняется на старшего.

Леонид Филатов очень точно ведут свою роль. Его Виктор, казалось бы, в самом деле, идеальный старший брат — любящий, заботливый. Если бы не одно "но". Одно, принципиальное — самоутверждение Виктора на стезе преступлений. Он хочет воспитать в Александре презрение к чужой боли, сделать из него супермена, способного грабить, безжалостно убивать людей...

В фильме есть сильная сцена. Зал суда. Александр не в силах больше изворачиваться, врать. Умоляюще-затравленным взглядом смотрит он на брата. Готов уже подняться с места, чтобы сказать правду о том, кто убил владельца «Жигулей». Но Виктор в последнюю минуту опережает его — признается сам, хотя отчетливо понимает, что это для него приговор к «высшей мере».

Почему же он так поступил? Виктор — натура крайне честолюбивая. Он хочет во всем, до конца оставаться «авторитетом» для младшего брата. Даже ценой собственной жизни еще раз доказать свое первенство, силу...

Поистине страшный, пугающий образ. Виктор не какой-нибудь «блатной» из подворотни с примитивным внутренним миром. Он преступник с «идеями», «философией», где исключительной личности, в отличие от обыкновенных смертных, позволено все.

В предыдущей работе Константина Ершова — притче «Женщины шутят всерьез», — на мой взгляд, была некая избыточность символики, переходящая в ложно-поэтическую манерность. «Грачи» сняты в строгом, лаконичном ключе. События воссоздаются почти документально, с протокольной точностью. В естественной гамме приморских пейзажей и старинных таганрогский улочек, в немногочисленных ретроспекциях также не стилевых изысков.

Правда, в редких случаях этот принцип нарушается, и ощутим актерский пережим, интонационная фальшь. Вскрыв подноготную психологии взрослых преступников, авторы не дают глубокого анализа причин, приведших Виктора к необратимому моральному падению...

Советская кинопресса встретила криминальную драму «Грачи» (знаменательно, что она собрала в прокате столько же зрителей, что вышедшая почти в это же время криминальная драма «Волчья яма») в основном положительными рецензиями.

Журналист и кинокритик Анатолий Макаров в журнале «Искусство кино» в целом оценил «Грачей» позитивно, но остался неудовлетворен итоговым авторским посылом: «Правосудие, конечно, восторжествует. Любые преступники рано или поздно будут пойманы, изобличены и осуждены, к удовлетворению собравшейся публики, по всей строгости сурового, но справедливого закона. Для жизни все, как говорится, в· самый раз, но для искусства этого мало. Искусство не удовлетворяется торжеством юриспруденции, победа закона устраивает его лишь отчасти, ему необходимо нравственное одоление. А оно невозможно до той поры, пока притягателен для людей тип властного и насмешливого хозяина жизни, готового для обеспечения своей хозяйственной власти, не колеблясь, изломать, изуродовать, а то и просто оборвать чужую жизнь. Подобной – высшей – победы добра, картине недостает. Вернее, ей недостает неоспоримого, художественного, эмоционального разоблачения выжженной, гибель несущей души. Откровенные признания старшего брата в том, что он хотел воспитать из младшего сильную личность, способную по собственному усмотрению судить и убивать – все эти саморазоблачения не в счет, они для публицистики; для суда. Художник же по законам искусства, не впадая в назидательное морализаторство, обязан уяснить и доказать, что личина обаяния, раскованности, душевной широты, присвоенная злом, гибельна вдвойне, потому что насквозь фальшива, потому что целиком за чужой счет, за счет чужого горя, чужих слез, чужой жизни» (Макаров, 1983: 42–43).

Зато кинокритику Виктору Демину (1937–1993) показалось, что Константин Ершов, напротив, сделал все, чтобы разоблачить мораль «сильной личности» старшего брата–преступника в исполнении Леонида Филатова. И здесь В. Демин пишет о важности сюжетной линии младшего брата, в результате чего «криминальный сюжет все определеннее выруливает к драме доверчивости, к трагедии зря загубленной, беззащитно открытой души» (Демин, 1983: 8).

«Грачи» и сегодня горячо обсуждаются аудиторией. Приведу только одно характерное зрительское мнение: «В молодости фильм меня просто потряс. Я не могла поверить, что в нашей стране могут быть такие нелюди, такая жестокость. Сильнейшие актёрские работы и, конечно же, мастерство режиссёра сделали фильм пронзительным и незабываемым» (Тереза).

Киновед Александр Федоров

-2

Горячая душа. СССР, 1960. Режиссер Евгений Немченко. Сценаристы: Елена Ленская, Владимир Попов. Актеры: Василий Векшин, Светлана Данильченко, Василий Меркурьев, Валентин Архипенко, Николай Емельянов, Олег Басилашвили, Алина Немченко, Игорь Владимиров, Алексей Смирнов и др. 21,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Немченко (1906-1970) поставил всего два полнометражных фильма («Горячая душа» и «Гроза над Белой»), но оба они вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Горяча душа» — идеологически «правильная» производственная драма о сталеварах. В год ее выхода на экраны ее посмотрело свыше двадцати миллионов зрителей, но дальше, как говорится – тишина…

Сегодня фильм интересен разве что тем, что в нем можно увидеть молодых в ту пору актеров Олега Басилашвили и Игоря Владимирова…

Киновед Александр Федоров

-3

Твой современник. СССР, 1968. Режиссер Юлий Райзман. Сценаристы Евгений Габрилович, Юлий Райзман. Актеры: Игорь Владимиров, Николай Плотников, Татьяна Надеждина, Антонина Максимова, Нина Гуляева, Николай Засухин и др. 21,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юлий Райзман (1903–1994) за свою долгую карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Поезд идет на восток», «Кавалер Золотой звезды», «Урок жизни», «Коммунист», «А если это любовь?», «Твой современник», «Странная женщина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Эта драма вначале должна была называться «Сын коммуниста», потому что главный персонаж тут – сын главного героя фильма «Коммунист», авторами которого также были Ю. Райзман (1903–1994) и Е. Габрилович (1899–1993).

Фильм «Твой современник» стал своего рода итоговым манифестом «шестидесятников», все еще веривших в «социализм с человеческим лицом» (недаром эта картина успела выйти на всесоюзный экран зимой 1968 года, то есть за полгода до краха «пражской весны», положившей конец многим иллюзиям).

Советская кинопресса встретила «Твой современник» восторженно.

В «Спутнике кинозрителя» отмечалось, что «в этом замечательном фильме поражает глубина «изображения нашей жизни» во всей ее сложности. С первых же кадров чувствуешь благодарность к Е. Габриловичу и Ю. Райзману за доверие к нам, зрителям, за то, что они не опасаются, что мы чего–то не поймем или поймем не так. О больших и малых недочетах в нашей жизни авторы говорят иногда гневно – когда речь идет о важных общественных проблемах, иногда – иронически – когда дело касается нелепостей быта, портящих людям жизнь, иногда в раздумье, когда интимные личные отношения не укладываются в рамки прямой логики и больно ранят. … Как во всех картинах Райзмана, «неразрывность переплетений политики, экономики и морали» создает особую остроту жизненной правды и особую масштабность проблематики фильма» (Дунина, 1968: 2–3).

Позитивную рецензию на «Твой современник» опубликовал на страницах ежегодника киновед Семен Фрейлих (1920–2005), убеждая читателей, что этот фильм «потому–то и интересен, что споры героев – это настоящее сражение, противники не играют в поддавки, а на наших глазах складываются и разрушаются судьбы людей» (Фрейлих, 1968: 14).

Кинокритик Яков Варшавский (1911–2000) был уверен, что «фильм Евг. Габриловича и Ю. Райзмана удивительно точно отвечает времени, когда был задуман и поставлен, его заботам, спорам, тревогам и надеждам; житье современников в нем не «отображается», а продолжается. Способность много поработавших в искусстве мастеров видеть и слышать жизнь по–прежнему свежо и взволнованно подтверждает, что молодость — не столько возраст, сколько мировосприятие. Это фильм молодой — по отзывчивости на то, что происходит в стране, и в то же время фильм принципиально традиционный, он крепко соединен со всей мощной корневой системой советской кинематографии. Он продолжает родословную революционного кинематографа; продолжает не простым повторением заметных черт, а наследуемыми и изменяющимися родовыми признаками. Здесь очевидно движение наследственности, новая сила природы. … Евг. Габрилович и Ю. Райзман испытывали потребность выступить именно с обобщающим фильмом, с толкованием насущных проблем времени; они не склонны к нравоучениям, но побуждают зрителя сверить личные духовные накопления с опытом страны, заглянуть и в завтрашний ее день. … Нести в себе революцию сегодня куда сложнее, чем снимать новые копии со старых прославленных революционных шедевров, но другое не стоит труда серьезного художника. Творчество создателей фильма «Твой современник» доказывает, что они именно революционные художники, а не копиисты революционных лент» (Варшавский, 1968: 9–10).

Сегодня «Твой современник» вспоминают все меньше и меньше. По–видимому, эта амбициозная производственная драма все–таки слишком принадлежала своему времени и исчерпала себя в дискуссионном поле буквально за два–три года после премьеры…

Киновед Александр Федоров