Предвестники
А теперь попробуем разобраться в истинности некоторых определений свободы:
- во-первых, это может быть – вообще отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо.
- во-вторых, - это отсутствие ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или отдельных его членов.
- есть и философское понятие, подразумевающее проявление субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
- Иммануил Кант, например, придерживался мнения, что «свобода есть независимость от произвольной воли другого (человека). До тех пор, пока она не мешает свободе других (людей) в соответствии с всеобщим законом — это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы».
Список определений, как уже было сказано, очень длинен. Но по существу все они одинаковы.
И вот почему:
- в первом, к примеру, определении не оговорено кому и что ограничивается или стесняется.
И «вообще» - это разговор обо всем или ни о чем.
- во втором - некоторая конкретизация нивелируется общей неопределенностью – то ли этим, то ли тем. И как вообще общество (класс или отдельные его члены) может жить без тех или иных ограничений?!
- в третьем, несмотря на кажущуюся определенность, так и нет необходимой конкретики.
(Всех законов развития природы и общества учесть и интерпретировать невозможно. Да и не нужно, наверняка)
- У Канта свобода ассоциируется с «природным врождённым правом каждого человека, принадлежащим ему в силу его человеческой природы».
Очевидно, что в природе не существует никаких таких и подобных «прав». Как нет и «природного права» наследования власти, например, или даже некой «силы человеческой природы».
В целом можно сказать, что все эти (и прочие) определения страдают ограниченным и поэтому лишь частным видением проблемы. То есть левая часть уравнения «Свобода» не установлена, поскольку в правой части отсутствуют все необходимые установленные факты, определяющие как раз ее.
Собственно, это общая беда не только этого слова, но и много, много, много прочих определений и даже «готовых» решений в самых разных сферах деятельности человека. Однако - это уже не наш разговор.
Нам же нужно лишь определить истинные составляющие свободы. То есть то, что конкретно, установлено и достаточно.
Для тех, кто все читает по диагонали, поясню еще раз – нам требуется идеальное (эталонное) понимание свободы. Исключающее частности. Реальность потом можно будет транспонировать в готовую формулу, и получать необходимое понимание.
А для начала попробуем проанализировать то, что иногда считается целью свободы. То есть то, что ее, якобы, предоставляет. (Свобода = достижение определенных целей).