Найти в Дзене
Лого-pro 🌿

Не учите ребёнка диктовать себе слово по слогам, если...

Многие родители знают и помнят из своего детства, что при записывании слов учитель рекомендует диктовать себе слово по слогам. МА-ЛИ-НА, КО-РО-ВА и т п. И это хорошая помощь в том случае, если ребёнок нормотипичен и не имеет никаких нарушений чтения и письма. Если же у ребёнка есть дисграфия (особенно регуляторного или смешанного вида), то такая диктовка по слогам не поможет никак. 🌿Объясню, почему. Дети с такими видами нарушений затрудняются распределять своё внимание и контроль на несколько действий. У них есть большие сложности с функцией планирования и переключения (в этом и заключается суть дисграфий подобного вида). Поэтому, когда ребёнок диктует себе, например, слог МА, он вполне может записать только одну букву, а не две. И даже не заметит этой ошибки. Слово "малина" может быть записано так: "млина" или "мална" (чаще теряются гласные буквы). "Белка" может выглядеть как "блка" или "бека". И так далее. А что уж говорить про длинные и сложные слова... Если попросить ребёнка проч

Многие родители знают и помнят из своего детства, что при записывании слов учитель рекомендует диктовать себе слово по слогам. МА-ЛИ-НА, КО-РО-ВА и т п. И это хорошая помощь в том случае, если ребёнок нормотипичен и не имеет никаких нарушений чтения и письма.

Если же у ребёнка есть дисграфия (особенно регуляторного или смешанного вида), то такая диктовка по слогам не поможет никак.

🌿Объясню, почему.

Дети с такими видами нарушений затрудняются распределять своё внимание и контроль на несколько действий. У них есть большие сложности с функцией планирования и переключения (в этом и заключается суть дисграфий подобного вида).

Поэтому, когда ребёнок диктует себе, например, слог МА, он вполне может записать только одну букву, а не две. И даже не заметит этой ошибки. Слово "малина" может быть записано так: "млина" или "мална" (чаще теряются гласные буквы). "Белка" может выглядеть как "блка" или "бека". И так далее. А что уж говорить про длинные и сложные слова...

Если попросить ребёнка прочитать то, что он написал, то он, скорее всего, даже не заметит потерянных букв (опять же из-за своего нарушения/несформированности звуко-слоговой структуры слова).

🌿Что же делать? Как помочь?

Есть прекрасный приём, который, к сожалению, дети не очень любят.

Это синхронное проговаривание и написание каждой буквы по отдельности.

Вчитайтесь в каждое слово этого предложения .

Другими словами: пишу то, что говорю.

Некоторые буквы синхронно проговаривать и писать легко. Например, гласные или согласные, которые "тянутся" ( ммммм, зззззз, ррррр, шшшш и т д). С другими (взрывные: Б, К, Д и т п) немного сложнее. Но суть остаётся прежней: пишем то, что говорим. Каждую отдельную букву.

Очень важно проговаривать звуки вслух, а не шёпотом. При шёпотной речи парные звонкие звуки оглушаются, и вместо звука З ребёнок слышит С, вместо Б слышит П и т д. Значит и запишет слово с орфографическими ошибками.

На первых порах это выглядит непривычно, потому что звук надо тянуть/пропевать столько, сколько пишется буква. Если темп письма медленный, то и звук тянуть придётся долго, пока буква не будет написана полностью.

Но это единственный эффективный способ для дисграфиков не терять буквы при письме.

🌿Почему же дети его чаще всего не любят?

Поскольку дисграфию ставят обычно не раньше середины второго класса, то к этому времени ребёнок уже привыкает диктовать себе слова по слогам, да и родители обычно настаивают на этом же. Переделывать привычку непросто, тем более, что она более энергозатратна, чем диктовка по слогам.

Дети более старшего возраста , 3-5 классов, проявляют сопротивление, возмущаясь: "Что я — маленький диктовать себе, да ещё и вслух?!"

Поэтому вам, дорогие родители, придётся как-то договариваться и находить убедительные доводы, если хотите помочь ребёнку научиться (а это длительный процесс) не терять буквы при письме. Конечно , в школе этот способ, скорее всего, будет невозможно использовать, но дома вполне удобно.

Постепенно (!) навык контроля написания слова автоматизируется, вы увидите это по заметному уменьшению количества подобных ошибок в письме (и часто в чтении тоже, поскольку механизм нарушений один).

Я рассказала всего лишь про один способ помощи, но дисграфия — непростая штука, и работа по её коррекции сложна и длительна. Поэтому необходимы специалисты, которые выстроят индивидуальную программу и будут сопровождать ребёнка на этом непростом пути.

Если вашему ребёнку необходима консультация или логопедические занятия, можно написать мне в Телеграм

t.me/yuliya_lipa_logoped

или отсканировать этот код