10,9K подписчиков

Самый знаменитый книжный, или Владение купца Стахеева на Мясницкой

579 прочитали

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус».

Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу. А заглянул на днях – и показалось, что раньше он был как будто больше.

Или это я был маленьким, а все вокруг огромным?

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.

Наверное, большинство из нас, вырастая, начинает думать, что мир вокруг сузился, сделался меньше, и мы подсознательно его стремимся расширить. Выглянуть за пределы знакомого и известного. Нам кажется, что рядом уже все изучено, но вот то, что вдали… уж оно точно интересней и значимей.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-2

Но в какой-то момент понимаешь: даже то, что окружает тебя каждый день, ты знаешь ничуть не лучше, чем какие-то дальние страны. И начинаешь исследовать родной город, становясь в нем восторженным и увлеченным туристом. Как, например, я в знаменитом книжном магазине…

…На одной из старейших улиц Москвы

Сложно представить, что кто-то ни разу не бывал в «Библио-Глобусе», которому в 2024 году исполняется 67 лет. Да и вся Мясницкая улица – как еще одно созвездие на звездной карте Москвы.

Появилась она в конце пятнадцатого века как место жительства новгородских бояр и купцов, переселенных сюда Иваном Третьим. Сегодня она пересекает Бульварное кольцо и тянется от Лубянки до самой Садовой-Спасской. И думаю, что расскажу о ней в ближайшее время гораздо больше историй, чем планировал изначально.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-3

Но сегодня речь об этом монументальном доме в самом ее начале, что обладает такой же монументальной, уходящей в глубину историей.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-4

В начале восемнадцатого века здесь стоял дом подполковника Ивана Петровича Леонтьева с семейством. Позднее в нем поселилась Настасья Александровна Нарышкина, а затем серебряных дел мастер Григорий Плотов.

Конечно же, дом в те времена выглядел совершенно иначе. Он был меньше размером, но имел два дополнительных флигеля. За годы своего существования он успел побывать жилищем местного священника, владением полковника Грибовского и советника Императорского двора Ушакова. А в одном из флигелей с 1807 года располагалась «Мясницкая аптека» провизора Весселя.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-5

В 1810-м дом приобрел генерал-аншеф Дашков, совсем скоро оставив его в наследство супруге Христине Карловне, и последующие без малого два десятилетия иначе как «домом Дашковой» он не назывался.

Затем в нем поселился московский купец с русским именем Иван и иностранной фамилией Ферстер, сын «дворянской жены» Екатерины Рожковой (Ферстер – это ее фамилия по первому браку), и в доме открылся Музыкальный магазин, где можно было не только приобрести новые музыкальные инструменты, но и отремонтировать свои.

А в 1896 году…

…Владение перешло купцу Николаю Стахееву

О нем я уже писал в своих заметках, когда рассказывал о длинной фото-прогулке по Новой Басманной улице.

Николай Дмитриевич – купец первой гильдии, родом из Елабуги, что в Татарстане, промышлявший золотом, был племянником художника Ивана Ивановича Шишкина. И сам коллекционировал живопись, и всесторонне поддерживал гениального дядюшку, скупая его картины.

Николай Дмитриевич Стахеев Купец 1-й гильдии. Фото из открытых источников
Николай Дмитриевич Стахеев Купец 1-й гильдии. Фото из открытых источников

Купив дом на Мясницкой, он заказал архитектору Михаилу Федоровичу Бугровскому его перестройку (5 фото).

В результате участок изменился до неузнаваемости. На месте нескольких прежних зданий вырос обширный трехэтажный дом с магазинами и жилыми квартирами. Архитектор устроил в нем водяное отопление, выстроив собственную котельную.

(9 фото)

Квартиры, предназначенные для сдачи внаем, не отличались разнообразием планировки, были довольно однотипны, но весьма комфортабельны. Сам же дом состоял из целых шести корпусов с почти замкнутым двором-колодцем.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Фасад зодчий украсил роскошной лепниной. Здесь и традиционные женские лица, и львиные морды, и некие фантастические бестии, и всевозможные картуши, медальоны, венки и гирлянды (12 фото).

Интересно, кстати, что…

…Сразу же в доме открылся книжный магазин

А если быть еще точнее, то целых два книжных – Анны Седлецкой и книготорговой фирмы Александра Ланга.

Да и других торговых точек хватало. Были здесь булочная знаменитого пекаря Ивана Максимовича Филиппова, скобяная лавка замоскворецкого фабриканта Ивана Григорьевича Кирова (в улицу Кирова Мясницкую позднее переименуют вовсе не в его честь), семенная лавка, магазин стеклянной посуды братьев Линденман и огранная мастерская «Урал».

Фамилия Кирова появилась на Мясницкой улице много раньше, чем сама она стала называться Кировской. Фото из открытых источников
Фамилия Кирова появилась на Мясницкой улице много раньше, чем сама она стала называться Кировской. Фото из открытых источников

А из числа обитателей его меблированных квартир можно упомянуть художника Михаила Врубеля с женой, певицей Надеждой Ивановной Забелой, и Владимира Маяковского. Последний, правда, поселился здесь уже при новой власти.

После революции дом национализировали. Поначалу его отдали под Всероссийский совет народного хозяйства, а жилые этажи под одни из самых первых в Москве коммуналок. А затем – Теплотехническому институту имени профессоров Гриневецкого и Кирша.

По окончании Великой Отечественной войны в доме на Кирова, 6 располагался культовый магазин «Детский мир», который в 1957 году переехал в собственное новое здание на Лубянской площади. А в бывшем Стахеевском ему на смену пришел «Книжный мир», позднее и ставший знаменитым «Библио-Глобусом» (7 фото).

Три этажа (в настоящий момент обнаружил открытыми для посещения только первый и второй) книг, в том числе антикварных, а заодно раздолье для нумизматов, филателистов, любителей сувениров и разыскивающих подарки на любой лад и вкус (15 фото).

Еще магазин был знаменит тем, что в его ассортименте присутствовало множество литературы на языках едва ли не всех народов и народностей СССР.

(9 фото)

В 1986 году здание выросло еще на три этажа. Работы проводились по проекту архитекторов Бориса Владимировича Палуя и Глеба Васильевича Макаревича.

Можно спорить, пошло ли это на пользу старинному зданию, но у нас нет традиции спорить. Кстати, что удивительно, ни одного кондиционера на фасаде дома я не нашел. Даже на новых этажах.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-15

А у нас впереди еще много шедевров архитектуры и жемчужин истории – и на самой Мясницкой улице, и окрест нее.

Для этого вернусь к началу нынешней моей прогулки, пересеку Чистопрудный бульвар и пройдусь по главной улице и переулкам до самого Садового Кольца.

И вот, наконец, моя прогулка по Мясницкой улице привела меня к знаменитому книжному магазину «Библио-Глобус». Здесь я не раз бывал школьником, любил заезжать сюда и после того, как окончил учебу.-16

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!