Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"На войне как на войне" (СССР, 1968), "Атаман кодр" (СССР, 1959), "Точка отсчёта" (СССР, 1980): "за" и "против"

Точка отсчёта. СССР, 1980. Режиссер Виктор Туров. Сценаристы Владимир Акимов, Валентин Ежов. Актеры: Николай Кочегаров, Валерий Полетаев, Василий Петренко, Юрий Демич, Лидия Константинова, Андрей Градов, Анатолий Ромашин и др. 22,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Туров (1936–1996) поставил 15 полнометражных игровых фильмов (о таких его работах, как «Я родом из детства», «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой» много писала пресса), но в тысячу самых кассовых советских кинолент попала у него только драма «Точка отсчета», вступившая в конкуренцию с другими тогдашними фильмами про советскую армию мирных дней, как «В зоне особого внимания» и «Ответный ход»…

Мнения киноведов и кинокритиков о «Точке отсчета» были в целом не очень лестными.

Киновед Ольга Нечай (1936–2010) писала, что «душевные метания героини с русалочьими глазами под звуки музыки в дискотеке и песни В. Высоцкого — самая слабая сюжетная линия, в которой герои безлики и неинтересны... Создаётся впечатление, что женские образы ... это какой–то сюжетный довесок в рассказах о „железных играх“» (Нечай, 1980).

Кинокритик В. Вишняков в журнале обратил внимание читателей на слабую проработку характеров в целом и «дробный ряд не всегда выразительных женских портретов» (Вишняков, 1980: 2–13).

Кинокритик Леонид Павлючик воспринял фильм «Точка отсчета» схематичным, «грешащим упрощёнными мотивировками событий»: «Туров уступил здесь той претенциозной и многократно осмеянной красивости, которая призвана как–то скрасить, замаскировать примитивную пустоту сценарных ходов. Кадры, изображающие жизнь героев «на гражданке»... то и дело грешат подобной искусственностью среды» (Павлючик, 1985: 112).

А зав. сектором кинематографии Отдела культуры ЦК КПСС Александр Камшалов (1932–2019) посчитал, что сцены тренировок десантников «подчас вызывает отталкивающее впечатление», а вот идейно–патриотическая тематика подана «недостаточно чётко и художественно убедительно» (Камшалов, 1986: 191–192).

Киновед Александр Федоров

-2

Атаман кодр. СССР, 1959. Режиссеры: Михаил Калик, Борис Рыцарев и Ольга Улицкая. Сценаристы Семен Молдован, Олег Павловский. Актеры: Лев Поляков, Инна Кмит, Александр Ширвиндт, Микаэла Дроздовская и др. 22,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Калик (1927–2017) поставил 9 полнометражных игровых фильмов (в том числе такие значительные в художественном отношении, как «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики» и «Любить…»), из которых только два («Колыбельная», «Атаман кодр») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Борис Рыцарев (1930–1995) поставил 17 полнометражных игровых фильмов (в основном это были сказки для детей), из которых только фильму «Атаман кодр» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Ольга Улицкая (1902–1978) поставила всего четыре полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел тоже только «Атаман кодр».

XIX век, Молдавия, помещики, гайдуки, атаман… Привычный набор советского костюмного исторического фильма про «народных заступников»…

В год выхода «Атамана кодр» на экран кинокритик Фрида Маркова отмечала этой ленте «словно заданный урок добросовестно и равнодушно ведут роли артисты А. Ширвиндт и М. Дроздовская, не вызывая к себе ни симпатии, ни интереса. Всё это, конечно, не способствует художественной и идейной глубине произведения… Но все же в целом фильм представляется нам интересной работой молодой художественной кинематографии Молдавии. Хотелось бы, однако, поставить перед ее деятелями вопрос: почему для своего дебюта на поприще игрового кино выбрали они тему из далекого и безвозвратно ушедшего прошлого своего народа? Почему не современность, не проблемы, горячо волнующие сейчас молдавский народ, привлекли внимание художников экрана? О людях сегодняшней Молдавии, о прекрасных свершениях ее народа, строящего свое коммунистическое завтра, еще не создано ни одного художественного кинопроизведения, и для молдавских кинематографистов открыта широкая и непроторенная дорога творчества. Пусть же не обходят они ее стороной» (Маркова, 1959: 2).

Правда, кинокритик Н. Александрова была к этому фильму более снисходительна:

«Авторы… и в манере обрисовки характеров, и в сюжетном построении, и в изобразительном решении выдерживают в основном единый художественный стиль. Это чуть приподнятый, романтический и вместе с тем фольклорный стиль народного эпоса. Эпизоды фильма «Атаман Кодр», где участвуют Тобулток, его гайдуки, любимая им Юстиция, удались. В них покоряет мастерство актеров, играющих этих главных героев, поэтичность, которой веет от прекрасных молдавских пейзажей, отлично снятых оператором В. Дербеневым, и от народных мелодий, в общем очень драматичной и эмоциональной музыки композитора Д. Федова. … Все это сильные стороны фильма. Но сюжет его построен так, что действие от просторов полей и лесов, где хозяева гайдуки то и дело переносится в стан врагов, в усадьбы жестоких помещиков, в воинские казармы. И эти эпизоды, к сожалению, беднее, примитивнее, неизмеримо слабее. … Зачастую неудачны, примитивны монтажные переходы между этими сценами. … Фильм о молдавском народном герое первая и обнадеживающая работа молодой национальной кинематографии. Надо надеяться, что ее дальнейшие шаги приведут к произведениям на современные темы» (Александрова, 1959).

Киновед Ирина Гращенкова писала, что картина «Атаман кодр» «была модификацией одной из главных тем советского кино – историко–революционной. Песенность, лиризм, юмор, приключенческая коллизия, эмоции без полутонов. Буйство цвета, экспрессия киноизображения. Фильм стал … опытом … по использованию цвета не как технологической возможности, а как художественного средства» (Гращенкова, 2010: 207).

После того, как в начале 1970–х Михаил Калик эмигрировал, «Атаман кодр» (как, впрочем, и все его другие фильмы) был потихоньку списан в архив, основательно забыт аудиторией, и только эпоха интернета вернула его зрителям…

Отзывы зрителей XXI века об этом фильме, как правило, даются «со скидкой на время»:

«Фильм удивительно чистый, точный, лаконичный, без всякой "клюквы" на такую вроде бы располагающую к этому тему. И при этом с очень убедительным национально–историческим ощущением» (Миша).

«Несомненно фильм зрелищный по тем временам, хотя время его не пощадило, и недостатки стали заметнее с годами. По–моему, очень схематичный сценарий. Музыкальное сопровождение слишком назойливое, что вообще характерно для многих фильмов 50–х годов, очень перегруженных громкой симфонической музыкой. Отрицательные персонажи иногда излишне карикатурны» (Б. Нежданов).

«Фильм неплохой. Любопытно было посмотреть на игру молодого А. Ширвиндта. Почти постоянное громкое музыкальное сопровождение порой мешает сосредоточиться на сюжете фильма. Второй раз смотреть не буду» (Альфия).

Киновед Александр Федоров

-3

На войне как на войне. СССР, 1968/1969. Режиссер Виктор Трегубович. Сценаристы: Виктор Курочкин, Виктор Трегубович (по одноименной повести Виктора Курочкина). Актеры: Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Фёдор Одиноков, Михаил Глузский, Валентин Зубков и др. 22,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Виктор Трегубович (1935–1992) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли три: военная драма «На войне как на войне», масштабная историческая драма «Даурия» и мелодрама «Трижды о любви».

… Великая Отечественная война. Младший лейтенант Малешкин, недавний выпускник военного училища, назначен командиром "самоходки" с экипажем опытных фронтовиков…

Советская кинопресса отнеслась к фильму «На войне как на войне» тепло.

Кинокритик Раиса Зусева писала в «Спутнике кинозрителя», что фильм «рассказывает о маленьком эпизоде огромной войны, но он помогает понять многое в характере русского человека, в его большом и славном ратном подвиге» (Зусева, 1969: 3).

А кинокритик Нина Игнатьева (1923-2019) подчеркивала, что фильм «На войне как на войне» «в ряду тех произведений, что притягивают к себе не необычностью событий, не исключительностью характеров, а правдой «рядовой» действительности. Стремлением показать ее как бы изнутри, в, быть может, неэффектном, но освещающем важные жизненные детали свете – из них в итоге складывается значительное целое» (Игнатьева, 1969: 66).

Зрители XXI готовы пересматривать эту картину и сегодня:

«Один из самых любимых фильмов. Замечательная игра, музыка. Фильм потрясает своей какой-то простотой и мудростью» (Наталья).

«Фильм, действительно, на все времена. Снято очень искренне, на глаза наворачиваются слёзы. А песня какая!» (Владимир).

«Пожалуй, один из самых жизненных фильмов о войне. Без показного пафоса, фальшивого героизма и партийного уклона, чем, увы, грешат наши многие военные фильмы того времени. Актеры сыграли, как будто прожили на экране. Сейчас такого нет» (Дмитрий).

Киновед Александр Федоров