Взломщик. СССР, 1987. Режиссер Валерий Огородников. Сценарист Валерий Приёмыхов. Актеры: Олег Елыкомов, Константин Кинчев, Юрий Цапник, Светлана Гайтан, Полина Петренко, Михаил Парфёнов и др. 17,3 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 14,3 млн. зрителей).
Режиссер Валерий Огородников (1951-2006) за свою не столь уже длинную жизнь успел поставить семь полнометражных игровых фильмов («Взломщик», «Бумажные глаза Пришвина», «Барак» и др.), из которых в тысячу самых популярных советских фильмов удалось войти только «Взломщику».
Казалось бы, авторы «Взломщика» предусмотрели все: и эпатажную манеру поведения в жизни и на сцене участников рок-групп и их фэнов, и «заводные» ритмы «хард-хэви-поп» и т.д.; и жаргонные словечки типа «кайф» и «облом»...
Однако в линии взаимоотношений подростка-школьника, мечтающего быть похожим на своего старшего брата-рокера, режиссеру Валерию Огородникову, на мой взгляд, явно не хватает психологической тонкости, сложности отношений мира детства и мира «взрослости».
Главная же неудача «Взломщика» мне видится в ином. Всякий раз авторы, разбросав по сюжету характерные приметы «непричесанного поколения», останавливаются на полпути, постоянно не договаривают чего-то. Выходит, зрителям предлагается довольствоваться «усеченным», «адаптированным» вариантом разговора о молодежи 1980-х? К тому же рядом с документальными зарисовками конкурса самодеятельных рок-музыкантов, напоминающими во «Взломщике» знаменитые эпизоды фильма Милоша Формана «Конкурс» (1963), игровая, придуманная часть картины Огородникова кажется нестерпимо мелодраматичной, вторичной по форме и мысли...
А вот кинокритику Сергею Шолохову «Взломщик» очень понравился, в том числе манерой изображения молодого поколения. Правда, в своей рецензии, опубликованной а журнале «Искусство кино», он отметил, что в этом фильме Валерия Огородникова «есть какой-то холодок» (Шолохов, 1987: 33). Шолохов С. Иные времена – иные песни // Искусство кино. 1987. № 10. С. 31-38.
Мнения нынешней аудитории о «Взломщике» существенно расходятся:
«Интересный фильм. Он вышел на стыке двух эпох — прошлой и современной. Да-да, именно современной, т.к. он отражает становление молодежной музыки и субкультуры. Жаль, что развитие всей современной музыки пошло несколько иным (более примитивным и ничтожным) путем» (Виктор Павлович)
«При всей моей любви к фильмам, в которых показана пред- и перестроечная эпоха, … фильм кажется каким-то невнятным. Тут не недосказанность, не умышленное оставление "навесу", тут всё показалось именно невнятным» (А. Купцов).
«Весь успех фильма в перестройку был связан с участием Кинчева, все остальное особого интереса не вызывает» (Ольга).
Киновед Александр Федоров
Человек № 217. СССР, 1945. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Евгений Габрилович, Михаил Ромм. Актеры: Елена Кузьмина, Анна Лисянская, Василий Зайчиков, Николай Комиссаров, Григорий Михайлов, Лидия Сухаревская и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Ромм (1901–1971) за свою творческую карьеру поставил 12 полнометражных игровых фильмов, девять из которых («Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек № 217», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Политическая драма М. Ромма «Человеку № 217», в которой рассказывалась драматическая история женщины, угнанной во время войны в Германию, была удостоена Сталинской премии.
Советская пресса отнеслась к этому фильму весьма положительно.
Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) писал об этой картине так: «На большом идейно–художественном уровне был в 1944 году создан фильм «Человек № 217». Немецкие фашисты угоняли в Германию для восполнения недостающей рабочей силы огромное количество советских граждан из оккупированных ими районов. Советских людей фашисты посылали работать на шахты, рудники, на фабрики, заводы, посылали батраками к юнкерам–помещикам и кулакам для работы в сельском хозяйстве, в качестве домашней прислуги, рассматривали их как своих рабов. О бесконечных унижениях и зверских издевательствах, которым подвергались советские люди, угнанные в Германию, рассказывает этот фильм… Этот фильм огромной эмоциональной силы является ярким обличительным документом против фашистского варварства и чудовищных злодеяний гитлеровской Германии. Вместе с тем он с особой силой показывает несгибаемую волю, чувство человеческого достоинства, свободолюбие и любовь к Родине советских людей. Постановщику фильма М. Ромму, одному из крупнейших наших кинорежиссеров, удалось найти правильные приемы и решения для создания этого сложного фильма. С большим знанием психологии советского человека и мастерством он показал моральную стойкость и превосходство советских людей над врагом. … «Человек № 217» — это страстный и обличительный фильм, вызывающий возмущение и негодование против гитлеровских варваров XX века. Он стоит наряду с лучшими публицистическими произведениями советского искусства, созданными в эпоху Великой Отечественной войны советского народа против немецко–фашистских захватчиков» (Большаков, 1950: 63–65).
Спустя 20 лет после премьеры фильма киновед Нея Зоркая (1924–2006) отметила, что «в «Человеке № 217» главный эмоциональный тон — ненависть к врагу — воспринят был без всяких полутонов, локализован и обобщен до абсолютной ненависти к каждому немцу. Изображение приобрело контрастность, чересчур режущую сегодня наш глаз. Равновесие между пропагандистской задачей и подкупающей зрителя симпатичной человечностью, всегда свойственное фильмам Ромма, здесь нарушено в пользу задачи. … В «Человеке № 217» — картине 1945 года — безошибочным своим слухом на веяния эпохи Ромм услышал некоторые новые темы и мотивы, которые вскоре станут исключительно важными темами мирового киноискусства, пройдя сквозь два последующих десятилетия. Ведь это был один из первых фильмов–обвинений. … В «Человеке № 217» Ромм подступился к таким кардинальным мотивам будущего экрана, как обесчеловечивание, погребение личности под номером и полосатой робой узника концентрационного лагеря — специфическая для ХХ века форма рабства, ибо тюремное заключение подразумевает, с одной стороны, проступки человека наказуемого, с другой — воспитательное значение его изоляции от общества; что же касается гитлеровского концентрационного лагеря, то для отправки туда человека не требовались индивидуальные провинности или они назывались чисто формально; одним из крайних проявлений тоталитарного насилия и оказалась возможность массового заключения в лагерях, то есть обращение в самое тяжелое рабство на основе абсолютно надличной, абстрактной государственной идеи — в данном случае идеи расового превосходства. В «Человеке № 217» прозвучала, хотя и еще чисто гротескно, плакатно аляповато, тема бюргерства как флоры и плазмы фашизма… И все–таки картина «Человек № 217», отчеркнутая чертой того времени, не стала произведением–истоком, фильмом, начавшим тему, хотя, повторяем, режиссер эту тему услышал и запеленговал раньше других. Для первооткрытия «Человеку № 217» не хватало эмпиричности и безыскусности документа» (Зоркая, 1966).
Сегодняшние мнения зрителей о «Человеке № 217» существенно различаются.
«За»: «Да, фильм для нашего политкорректного времени просто шокирующий. Ежеминутный посыл зрителям о том, что нет ни в одном из немцев ничего человеческого, что все они заслужили смерть, неважно нацисты они или нет. К 1944 году это был кстати главный лозунг нашей пропаганды, я читал номера журнала "Крокодил" за тот год, даже там все пропитано этой мыслью – "Зря надеетесь отсидеться граждане "мирные" бюргеры, вы нам ответите за всё и по полной программе". … Война ожесточает. Кстати мне в фильме больше всего понравилась сцена, где героиня вспоминает свою детскую беседу с отцом, не знаю почему но пробрала меня эта беседа» (Духазил).
«Против»: «Фильм плохой, фанерный, впрочем, как и почти все фильмы Ромма. Тем более фильм плох, что местами он хорош, есть несколько фундаментально снятых (лучше сказать, ярких) кадров, приличных портретов. Но каждый раз возникает впечатление, что всё это уже видено где–то раньше, и видено неоднократно. Всё тяжело и неправда. Нет тишины и мысли» (Р. Ардашева).
Киновед Александр Федоров
Распятый остров. СССР, 1969. Режиссер Шота Манагадзе. Сценарист Реваз Табукашвили. Актеры: Зураб Капианидзе, Тенгиз Арчвадзе, Малхаз Бебуришвили, Алеко Габечава, Ариадна Шенгелая и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Шота Манагадзе (1903-1977) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, два из которых – «Распятый остров» и «Хевсурская баллада» вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В основе драмы «Распятый остров» — подлинная история восстания против немцев грузинских военных из пехотного батальона вермахта «Царица Тамара», собранного нацистами из военнопленных.
Кинокритик Раиса Зусева отнеслась к этому фильму, во многом смягчившим исторические факты, с пафосным позитивом: «О разных людских судьбах рассказано в фильме «Распятый остров». Среди его героев — стойкие борцы, умеющие до поры до времени скрывать свою ненависть и готовить, готовить восстание. … Безвестные герои грузинского батальона заслуживают любви и уважения потомков. Этот фильм — достойный памятник их мужеству, их верности, их подвигу» (Зусева, 1969).
Мнения сегодняшних зрителей, знакомых с реальными историческими фактами этой истории, как правило, не столь восторженны…
Киновед Александр Федоров