Девиз рода Демидовых, внесших неоценимый вклад в развитие Уральского региона, точно характеризует деловые качества уральских рабочих: верность одному предприятию и однажды выбранной профессии.
Петр Кунчиков – из числа первых семи заводчан, удостоенных в 1969 году почетного звания «Заслуженный уралвагонзаводец» (с 2011года – «Заслуженный работник Уралвагонзавода»).
Вырос в большой крестьянской семье. В 1930-е годы семья перебралась в Нижний Тагил. В 16 лет Петя устроился на Уралвагонзавод слесарем в цех платформ. За плечами подростка было всего пять классов. Но время тяжелое, голодное, а в семье трое детей, и отцу трудно было одному прокормить семью.
В начале Великой Отечественной войны на базе Уралвагонзавода и тринадцати эвакуированных предприятий был сформирован Уральский танковый завод. Петра направили слесарем в цех термической обработки броневых деталей корпуса и башни танка Т-34. Здесь же выпускали детали бронекорпусов самолетов ИЛ-2. В 1943 году он был переведен в сварочный цех, где освоил профессию сверловщика.
Работа на сверлильном станке Петра Кунчикова увлекла. Станок стал для него «живым»: по звуку работающего механизма он точно определял причины неполадок. Изучив станок и овладев профессией сверловщика в совершенстве, научился самостоятельно проводить ремонтные работы. Это позволяло выполнять задания быстро и качественно. Трудился по-стахановски. Если выполнял сверхплановые задания – мог сутками не покидать цех. Какой ценой это давалось? Вот пример. Интервью напечатано в одном из новогодних номеров заводской газеты за 1969 год:
«Они жили на Красном бору. После смены Петр спешил домой. На дворе – глаза обморозишь, и, когда наконец-то переступил порог дома, повеселел. Радешенька была и мать: «Вот хорошо-то. Хоть супом покормлю сынка!» Скрылась на кухне. Чем-то там погремела. Вернулась – осторожно несет миску, полную варева, которое в то время называли супом. От него шел такой аромат, какого, казалось, в жизни не приходилось ощущать. Петр учуял его уже сквозь сон, но никакие силы, даже голод, не могли разбудить его в эту минуту. Он спал мертвецки, уронив голову на стол».
После войны почти 40 лет трудовой биографии Петра Осиповича связаны с вагоносборочным производством. Он участвовал в освоении новых конструкций вагонов, в том числе шести- и восьмиосных полувагонов. Сочетал отличное качество с высокой производительностью. За семилетку (1959–1965 гг.) выполнил 10,5 годовых нормы. В 1966 году награжден медалью «За трудовую доблесть».
В 1970-е годы в период коренной реконструкции вагоносборочного производства на Уралвагонзаводе впервые в СССР в грузовом вагоностроении было создано комплексно-механизированное автоматизированное производство вагонов.
Петр Осипович осваивал тогда специальный агрегатно-сверлильный станок, на котором производилось одновременное сверление 70 отверстий на одной стороне хребтовой балки – основной несущей конструкции рамы вагона.
«Станок и инструмент всегда содержал в идеальном порядке. Был бесконечно увлечен своим делом. Обучил не одно поколение мастерству сверловщика. Скромный, несловоохотливый» – таким запомнили его коллеги по работе.
Текст: Ольга Гурская, главный хранитель Выставочного комплекса Уралвагонзавода
Фото: из архива музея истории Уралвагонзавода