Найти тему
Киберпоп ТВ

Апофатический образ жизни

  • «Прочитала в духовных опытах старца Иосифа Исихаста об апофатическом образе жизни, там это не разъяснено. Объясните, пожалуйста, что это за образ жизни?»

Старец Иосиф Исихаст не объяснил, а мне объясняй. Честно говоря, сам не знаю, что это такое. Но давайте попробуем.

Есть два богословских подхода: апофатический и катафатический. Апофатический идет через отрицание, а катафатический ― через утверждение. Например, Бог есть Свет. Это катафатический подход, это утверждение. Апофатический ― Бог не есть тьма, то есть выражено через отрицание.

В самом богословии апофатический подход точнее, потому что при утверждении, что Бог есть Свет, можно подспудно сказать, что свет, идущий от лампочки, тоже некая форма Божества. Или что? Бог есть Свет. Значит, свет, который здесь присутствует, ― это и есть Божество? А если его выключить, значит, Бога нет? Очень сложно про Бога что-то именно утверждать. Лучше сказать, что Он не есть тьма. Это будет точнее. Тут меньше разных вариантов, искажений. Когда говорится, что два естества во Христе неслитны, нераздельны, неразлучны, неизменны, это как раз апофатический подход. Они соединились. А как? Не утверждается. Но не так, не так, не так ― это апофатический подход.

Если это же слово применить к образу жизни, то получится, что апофатический образ жизни идет через отрицание, противопоставление, через глубокую аскезу. Видимо, это имеется в виду.

Цель нашей христианской духовной жизни ― взрастить в себе нового человека. Если говорить по Писанию, то в нас живет ветхий человек, который склоняет ко греху, ко всему нехорошему, а мы крещеные, во Христа крестились. Новый человек родился. И мы должны нового человека как бы в себе раскрыть, а ветхий должен уйти.

Можно действовать двояко на этом пути. Можно давить ветхого, не давать ему вылезать. Это путь строгого аскетизма, путь воздержания, путь столпников, монахов, которые себя по грудь в землю закапывали, жили очень скудно в невероятно тяжелых условиях. «Томлю томящего мя». Это как раз задавить ветхого человека и таким образом дать возможность развиваться и жить новому человеку. Это один подход.

Другой подход для нас, для нашего русского менталитета, не очень близок. Это усиленно стараться нового человека в себе развивать, и тогда новый подавит ветхого сам собой, потому что будет развиваться. То есть здесь упор идет на положительное, яркое, радостное.

В качестве примера приведу Серафима Саровского. «Томлю томящего мя». Именно ветхого человека в себе задавить, победить. А Иоанн Кронштадтский действовал по другим принципам. Он давал возможность новому человеку расти в себе, и тем самым побеждался ветхий человек.

Вот два образа, принципа святости. Так вот, апофатический ― это путь монашеского, строгого аскетизма. Но это так, как я его понимаю. А что имел в виду Иосиф Исихаст, я не знаю.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.