Окончание истории про многодетную семью моих знакомых. Ссылка на начало истории будет в конце.
Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.
Сегодня хочу закончить историю о многодетной семье моих знакомых.
На их примере хочу показать, насколько трудно тем, кто берет на себя такой подвижнический крест. А, особенно, если на долю такой семьи выпадают еще нешуточные испытания, то тяжелее во много раз. И честь и хвала таким семьям и таким супругам, которые в беде не бросили друг друга и достойно поддерживают огонь своего очага.
Итак, я закончила в прошлый раз рассказ на том, как эта семья из однокомнатной квартирки, где они жили впятером, переехали в новый дом.
История получилась длинная, но из песни слова не выкинешь…
В новом доме родилось у Ольги и ее мужа еще четверо детей. Имена всем давались не абы какие Наташи и Лены.
Всех не назову, но помню, что после Арсения был Максим, потом Есения, а младших даже не знаю, как зовут.
В начале двухтысячных, а точнее, в конце 90-х, было безумно тяжело. Помните, наверное, это время? Семья моей знакомой голодала. Да все тогда, наверное, голодали. А уж как они жили, известно одному Богу.
Я тогда прославилась - наша библиотека выиграла грант, и мы первые в городе открыли в библиотеке пункт общедоступного интернета.
А летом того года к нам в город приехала съемочная группа Архангельского телевидения - снимать фильм об интересных людях нашего города. Ваша покорная слуга там тоже засветилась, ну, и необычной многодетной семье тоже было уделено внимание в фильме. Рассказывали о семье, показывали дом и даже на публику сажали около дома кедр и маленькую Есению, Синичку, как они ее звали, ставили голыми ножками в ямку, в которую потом посадили этот кедр. В общем, легенда, да и только.
О необычной семье узнал губернатор. В то время губернатором был покойный Анатолий Ефремов, очень любивший проводить в Архангельске всякие кинофестивали.
После этого фильма семью пригласили в Архангельск, они там победили в конкурсе «Семья года». На церемонии награждения губернатор спросил, что бы они хотели для себя в качестве подарка, и Ольга попросила корову холмогорской породы.
Так появилась у них корова. Наверное, в те тяжелые времена она помогла им выжить.
Но корова - это ежедневный уход, это огромный труд - заготовка сена, уборка, дойка. А у Оли с мужем семеро детей мал-мала-меньше. И муж на вахте через каждые две недели.
В общем, корова была с ними года два, потом продали - очень было тяжело.
Вот такая жизнь простой российской многодетной семьи. Не алкоголиков, не каких-то деградирующих люмпенов - нормальных людей.
Вот не сломались они, детей не бросили, всех вырастили. Девочки все в музыкалку отходили, мальчики - в спортшколу. Сейчас дети уже все выросли, старшие работают. У старших сына с дочерью свои семьи, внуки появились. Самые младшие в старших классах школы.
Казалось бы - жизнь повернулась наконец-то к ним с ласковой улыбкой.
Но лет десять назад случилась страшная БЕДА!!!
Не вспомню сейчас, в какой это было год, но помню, что это было весной.
На майские праздники по городу пронеслась страшная весть - в автокатастрофе разбились молодые ребята. Парень, что за рулем сидел, ничего, а девочка в реанимации в Архангельске. Сначала особого внимания не придали новости, пока наша дочка не пришла из музыкалки и не рассказала, что в автокатастрофе разбилась девочка, которая ходит с ней в музыкальную школу. Имя у девочки редкое - Еся.
Спрашиваю, как зовут девочку, как фамилия? Говорит, не знаю, знаю, что Еся.
И мне тут интуиция услужливо подсказывает - Еся, Есения, Сенечка, Синичка... Боже мой! Одна девочка с таким именем у нас в городе.
Вот представьте себе этот ужас. И так-то люди еле-еле концы с концами сводят, а тут ТАКОЕ.
История была такая. Девочка была в гостях у подруги на дне рождения, расходились поздно. Надо было домой добираться, вышла на улицу, а там стоит знакомый мальчишка на машине. Предложил подвезти знакомую, покрасоваться перед красивой девочкой. И не сказал, что первый раз за рулем, что машину тайком у дяди взял, что прав не имеет по причине несовершеннолетнего возраста. А возраста того - 17 лет.
Она села в машину, поехали. Навстречу попался наряд ГАИ, который ими заинтересовался. Потребовали остановиться, а мальчишка испугался, газу добавил, стал удирать. На повороте из города сбил молодого мужчину, который возвращался с работы. Машина перевернулась, мальчишка отделался легким испугом и незначительными травмами. Мужчина, которого он сбил, единственный сын у матери и молодой отец, умер в больнице, не приходя в сознание, а Есения попала в реанимацию с переломом позвоночника в области поясницы.
Наши хирурги ничего не смогли сделать. Вызвали санитарный вертолет и ее увезли в Архангельск. Врачи бились за ее жизнь, жизнь сохранили, но девочка теперь прикована к инвалидному креслу, она парализована ниже перелома.
Уже будучи парализованной, окончила школу.
Был суд, мать погибшего парня просила наказать виновного мальчишку по всей строгости закона, а семья девочки простили его. Не стали требовать ни моральной, не материальной компенсации. Все пострадали в этом ДТП.
Два года их семья боролась за реабилитацию девочки.
Ольга снова показала все свои бойцовские качества, самоотверженность, огромную святую материнскую любовь.
Сколько они фондов всяких за первый год прошли, сколько больниц и медцентров. Везде нужны были ДЕНЬГИ.
Везде нужны деньги, будь они неладны, без них можно только умереть, а чтобы жить - без них никак.
Я вот больше всего на свете боюсь тяжело заболеть, или что тяжело заболеет кто-то из близких, что тогда делать, не приведи Господи...
В общем, выяснилось, что такая реабилитация для Есении возможна только за границей и у них есть только год - "золотой год", когда организм может, имеет силы восстановиться, пока не началась регрессия.
Осенью нашли клинику в Израиле, которая готова была их принять, начали искать деньги - 200 тыс. американских рублей.
Ни один фонд их лечение за границей не оплачивал. Начали везде организовывать сбор средств - в газетах, в группах в соцсетях, на телевидении, в школах. А тут – кризис 14-го года. И эти 6 млн превратились в 12.
Можно с болью в сердце рассказывать, как они собирали деньги.
Все, кто мог, давали, кто сколько может.
Но вот люди у нас странные какие. Понятно, что каждый жертвует сердцем.
Но кто-то даже стал обвинять родителей Есении в нецелевом использовании средств, что якобы собранные на лечение деньги семья тратит на свое усмотрение, вот, машину новую купили...
Ольге пришлось через газету защищать честь своей семьи и свое честное имя. Рассказывать, что семья, и так вся в долгах и нищете в связи со свалившимся горем, вынуждена была взять кредит, чтобы купить машину, иначе как возить парализованную девушку в областной центр на обследования и лечение...
Не зря говорят - не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Им помогли друзья - в родном городе, Питере, Архангельске про них писали, обращались в различные фонды, искали любую возможность не упустить свой шанс, вылечить девочку.
Усилия не пропали даром, знакомые через какой-то фонд организовали поездку Ольги и Есении на лечение и реабилитацию в Испанию, в Барселоне. Лечение длилось два месяца. Была надежда, что девочку поставят на ноги.
Лечение было бесплатным.
Поездка стала своеобразным подарком судьбы и некоторой компенсацией за все страдания и мучения, что пережила эта семья.
О том, как проходила реабилитация девочки, рассказывалось в областной газете «Правда Севера».
Писалось, программа лечения и реабилитации построена совсем не так, как в России. И что они потеряли непростительно много времени. В Испании таких больных стараются вертикализировать как можно раньше после травмы, чтобы восстанавливалось кровообращение, пока не погибли нервные окончания и нормально работают сосуды.
В общем, девочку с самого начала ориентировали на полный самостоятельный уход за собой. Она занималась каждый день 5 дней в неделю в спортзале на матах, плавала в бассейне, заставляли ходить с помощью различных приспособлений.
Ольга, когда оказалось, что Есения прекрасно справляется сама, даже расстроилась сначала - "а как же я?", что ей делать?. Но когда узнали, что у нее 7 детей, сказали, чтобы сама набиралась сил, отдыхала, получала новые впечатления и положительные эмоции.
За два месяца девочка практически начала ходить. И насколько обидно, что сказали, что надо остаться еще на месяц и функции восстановятся полностью. А денег больше нет... Сквозь слезы пришлось уезжать... Дома у нее полностью восстановилась подвижность ног до ступней, только они не работают.
После поездки в Испанию Есения начала учить испанский язык.
С Ольгой я поддерживаю теплые дружеские отношения. Ее старшие дети уже выросли, дочь Таиса подарила родителям внучку.
Со времени описываемых событий прошло несколько лет. Судьба Есении сложилась тоже более-менее счастливо.
Конечно, она так и не смогла восстановиться полностью. Но она научилась управлять своим телом, немного передвигаться без коляски, за счет рук. Пару лет назад она окончила САФУ – Северный арктический федеральный университ по специальности «Психология».. Училась на дневном отделении. В быту ей помогала самая младшая сестрёнка, которая учится вместе с ней. Но Есения и сама прекрасно справляется. Она начала заниматься спортом и стала со временем чемпионкой по армрестлингу. Года два назад Есения вышла замуж.
Ольга сейчас, когда дети выросли, более-менее свободна.
Несколько лет назад ей пришлось взять еще на себя труд по уходу за внезапно заболевшей после смерти мужа деменцией матери. Но эта история уже тоже закончилась.
С Олей мы вместе ходим в спортзал. Она до сих пор поражает стройной девичьей фигуркой, лучезарной улыбкой. И те, кто ее не знает, не могут поверить, что у неё такая большая Семь Я.
Эта семья для меня всегда остается образцом силы духа, несгибаемости, самоотверженности. И когда кто-то начинает ныть, что плохо, трудно, невыносимо, я привожу в пример эту семью. И говорю, что как бы ни было трудно, надо
НИКОГДА!!! НЕ!!! СДАВАТЬСЯ!!!
На этой жизнеутверждающей ноте я хочу закончить рассказ. С первым днём весны вас! Берегите себя.
Спасибо, что дочитали историю до конца. Анфиса.
Начало истории можно прочитать по ссылке: