Правда, освободил он девушек не всех, а только избранных. Относящихся к привилегированному сословию. Но все-таки освободил. Вывел из плена темниц и теремов, длинные закрытых нарядов и такой же закрытой затворнической жизни. Заставил отцов нарядить девиц в заморские платья, где – о ужас – и руки были виды, и грудь приоткрыта… А еще грозный «государь-амператор» заставил танцевать оных барышень на ассамблеях…
Ужас… Ужас…
Памятник грозному царю
Любой внимательный турист, путешествуя сегодня по северной столице нашей Родины, не преминет заглянуть на Сенатскую площадь, расположенную у западной оконечности Александровского сада. Там возвышается памятник, который соорудили еще в 18 веке по приказу матушки-императрицы Екатерины II. Открыли его аж в 1782 году, а руководил работами французский скульптор Этьен Фальконе.
Памятник великому основателю этого города, где Петр в одеждах древнего римлянина строго смотрит на созданный им град и протягивает вперед руку в знак приветствия, а его конь встал на дыбы, увидев у своих копыт змею, видели многие жители нашей страны.
Этот памятник, воспетый потом в русской литературе, не единожды нарисованных всеми художниками от мала до велика давно уже называют в народе «Медным всадником». Петр слился воедино со своим городом и таинственно охраняет его.
А есть еще памятники?
Да, и немало.
Есть конный памятник на Садовой работы скульптора Б.К. Растрелли. На нем красуется надпись «Прадеду правнук». Установил его Павел I, пытающийся подчеркнуть свое родство со знаменитым правителем.
Есть Петр, стоящий во весь рост в Кронштадте. Его установили в середине 19 столетия. На постаменте памятника слова Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».
Слова эти город-крепость оправдал. Стоял он непоколебимо на своем месте и ни разу не дал врагу пройти и взять Петербург-Ленинград.
А это скромный бюст великого царя, выполненный скульптором Н.Ф. Жилле и установленный в 1875. Стоит он у такого же скромного домика Петра.
Есть и более монументальные памятники. Например, Петр скульптора М.М. Антакольского. На памятнике выгранены слова: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога — жила бы только Россия...»
Или знаменитый царь-плотник, установленный на Адмиралтейской набережной (скульптор Л. А. Бернштам).
Есть и современные памятники, представляющие царя в совсем ином свете.
Это памятник Петру, установленный в сквере Петропавловской крепости, где грозный царь сидит на кресле. Только голова его, слепленная с реальной маски, в полтора раза меньше его тела. Вот такой скульптурный прием. Отсюда вся фигура кажется непропорциональной.
Но художник Михаил Шемякин хотел добиться именно такого эффекта.
Более милосердным к правителю Шемякин оказался в другом памятнике, где изобразил царскую прогулку: Петра и его вторую жену Екатерину. Кстати, это единственный памятник этой царице.
Ну и наконец в Питере есть совсем неожиданные памятники царю, которые можно встретить где угодно. Например, в аэропорту или на железнодорожном вокзале.
Но вернемся к нашим девицам…
Интересно, счастливы ли они были такой внезапной перемене в их жизни?
Вчера еще закрытый мир в высоком тереме, а сегодня «машкерады», стыдные платья, парики, яркая косметика?
Веера, мушки, насмешливые взгляды кавалеров, танцы до утра?
Трудно сказать.
Кому из девушек такая жизнь показалась просто восхитительной, они пели и плясали, веселились до упаду, требовали себя новых платьев. А ведь те были дороги.
Помните, в фильме про то, как царь Петр арапа женил, главная героиня – юная Наташа предстаёт перед нами в великолепном платье, которое стоит нескольких крепостных душ.
Не менее красиво выглядят и другие гостьи этого праздника.
Но часто вся эта напускная роскошь и веселье пагубно влияла на девиц. Те, вырвавшись из привычного круга жизни, просто пускались во все тяжкие. Заводили любовные интрижки, теряли интерес к домоводству и материнству.
И только позже, когда девушки сели за книги, получили возможность не только учиться танцам, но и изучать науки, историю, литературу, из этой идеи изменить жизнь русской женщины вышел какой-то прок.
Но это случилось уже в конце осемнадцатого века.
А в начале столетия люди искреннее считали, что происходит что-то невообразимое. Привычный уклад жизни рушится и виноват в этом никто иной как царь-батюшка, которого в заморских странах подменили, заставив выпить зелье приворотное, окаянное…
И до чего дошел этот «лжегосударь». Девиц срамнить начал, а те этому и рады-радехоньки…
Спасибо, что дочитали! А это история о том, как Петр Великий разрешил выйти замуж своей племяннице. Да не просто за заморского принца ее выдал, а за того, кого она любила.