"Спеша домой, Дордже гонит яков через горный перевал на высоте 5.000 метров, останавливаясь лишь раз, чтобы отдохнуть.
Он и два его старших брата, Пема и Сонам, собираются через несколько недель совместно жениться на красавице из соседней деревни, и Дордже должен помочь с приготовлениями."
С этих слов начинается одно крайне интересное исследование фратернальной полиандрии или "братского многомужества", которое по сей день считается у тибетцев идеальной формой семьи.
Подобный брак действительно кажется необычным. Одна жена на трех братьев - как так?
Избавляются от лишних женщин?
Существует много версий, объясняющих распространение полиандрии среди тибетцев.
Согласно одной из первых, тибетцы, проживающие в суровых горных условиях, избавлялись от младенцев женского пола, поскольку девочки считались менее полезными. А это в свою очередь приводило к дисбалансу и нехватке жен.
Еще была версия от иезуита, жившего в Тибете в XVIII веке. Он писал о многомужестве так: "Одна из причин этого отвратительного обычая - бесплодие почвы и нехватка земли, которую можно обрабатывать. Урожая может хватить, если братья живут все вместе, но если они образуют отдельные семьи, то будут вынуждены нищенствовать".
Позднее выяснилось, что первая теория не имела никаких доказанных подтверждений, а иезуитская банально ничего не объясняла. Потому что изучив состав и традиции деревень тибетцев, современные исследователи поняли, что отнюдь не бедняки практикуют полиандрию, а наоборот, более процветающие семьи!
Так почему же братья делят жен?
Простая математика
Из современных теорий логичной может показаться та, которая считает многомужество инструментом сдерживания роста численности населения.
Три брата берут одну жену - у них рождается три новых ребенка. Повзрослев, девушки уходят в другой дом, а юноши снова берут одну жену и снова заводят трех детей. Население плюс минус стабильное.
Хорошая версия, но тоже не без изъянов.
Однако нашлись разумные исследователи, которые не стали выдумывать и просто спросили местных. Ответ их удивил!
Почему вы делитесь женами?
Сами тибетцы объясняют эту традицию сугубо материально.
Упомянутый выше Дордже сказал, что многомужество предотвращает раздел фермы его семьи и помогает вместе достичь более высокого уровня жизни.
Почему тогда просто не жить трем семьям трех братьев в одном доме?
Три невесты в доме - к беде!
Тибетцы уверены, что такие совместно проживающие семьи нестабильны. Каждая женщина тянет одеяло в сторону своих детей и беспокоится в первую очередь именно об их благополучии.
Например, если у младшего брата три сына, а у старшего - только одна дочь. Жена младшего может начать требовать больше ресурсов для своих детей, поскольку они, как мужчины, представляют будущее семьи.
А дальше конфликт будет распространяться от жен к мужьям, и это может привести к распаду.
Получается, для тибетцев многомужество - действительно идеальная форма брака. Теперь пора ответить на вопрос: а как обстоят дела с плотскими утехами?
Идеалы идеалами, а основные инстинкты никуда не денутся!
Удовлетворение основных инстинктов
Структуру близости в таких семьях хорошо описал исследователь Мелвин Голдштейн.
"Невеста обычно спит со старшим братом, но они оба обязаны следить за тем, чтобы у других мужчин в семье существовала возможность удовлетворения потребностей.
Поскольку тибетское натуральное хозяйство требует, чтобы мужчины много путешествовали, временное отсутствие одного или нескольких братьев способствует этому, но существуют и другие практики ротации.
Культурный идеал однозначно требует, чтобы жена проявляла равную привязанность к каждому из братьев, однако случаются и отклонения, особенно когда между партнерами существует значительная разница в возрасте."
Сложно уложить подобную практику в рамки нашей морали. Но если самих тибетцев устраивает, то не нам их судить. Отправляются два брата яков пасти в горах, а третий пока за женой присматривает. Звучит достаточно просто, однако возникает еще один вопрос:
А как потом детей делят? Кто старший, тот и папа? Или кто коров пас, с того спроса нет? На этот вопрос тоже надо ответить.
Кто старший, тот и папа?
Снова расспросив на этот счет самих тибетцев, ученые смогли выяснить следующее.
В семье должны создаваться такие условия, чтобы шансы стать отцом у всех были равными. И что ещё важнее, отношение ко всем детям у отцов должно быть одинаковым, даже когда кто-то из братьев твердо знает, что ребенок не его.
В отношениях детей к отцам встречаются различия.
В некоторых сообществах дети называют всех мужей матери отцами. В других папа тот, кто старший, а остальные братья отца. (И тогда это распространяется даже на те случаи, когда стопроцентно известно, что отец не старший брат!)
Мало любви
Предположим, все преимущества, какими их видят сами тибетцы, мы рассмотрели, но должны же быть и недостатки? Конечно, не без них!
На почве многомужества возникают свои специфические проблемы.
Представьте, например, что старшему брату в семье 35 лет, его жене 33, среднему, скажем, 26, а младшему всего 18. Для жены младший брат выглядит незрелым юнцом и поэтому рассчитывать на равное количество любви и тепла ему вряд ли придется. Его будут воспринимать скорее как ребенка.
А иногда и наоборот, обаяние юности приводит к тому, что жена уделяет больше внимания именно младшенькому, и старший, главенствующий брат остается не у дел.
Да, безусловно тибетцы на все это смотрят с менее собственнической точки зрения, но и здесь ревность существует.
И мы приходим к одному из самых важных вопросов: а может ли вообще один из братьев выйти из таких отношений и что происходит с тем, кто решается?
Простите, братья, я ухожу!
Случается ли, что один из братьев недоволен своим положением и решает развестись, вычеркиваясь из братского союза? Случается!
И чаще всего из семьи выходят младшие. Что в принципе логично. Стоит лишь представить удел мужчины, которого в возрасте пяти лет, за компанию со старшими братьями, женили. Пока он достигает созревания и начинает задумываться о большой и светлой любви, в семье уже носятся дети, а общая жена в предпенсионном возрасте. Такая себе история.
Поэтому и выходят младшие из союзов. А дальше у них несколько путей.
Первый - это отправиться на вольные хлеба! Возможности существуют. Недостатка в рабочих местах здесь не наблюдается, и поэтому можно стать плотником, каменщиком или каким другим ремесленником.
Второй вариант - попытаться получить долю от семейного имущества. Как пишут исследователи, это редко заканчивается успехом. Максимум, младший брат получает клочок земли или какое-то движимое имущество вроде трех горшков и одного барана.
Третий путь - отправиться на поиски женщины, которая является единственным ребенком в семье и по каким-то причинам не была выдана замуж. В таком случае жених может присоединиться к дому невесты. Только от фамилии придется отказаться. Но тоже вариант неплохой.
А что же делают женщины, которые остались незамужними? Забегая вперед, скажу, что и им удавалось продолжить свой род, правда менее традиционными способами. Давайте закончим статью ответом на этот вопрос.
Незамужние женщины не скучают
Куда деваться тем, кто остался без мужей? Вот что об этом говорят исследователи, изучавшие быт в городе Лими в Непале:
"В 1974 году 31 процент женщин детородного возраста были незамужними. В некоторых случаях они продолжали жить дома, иногда создавали собственное хозяйство, а иногда работали служанками в других семьях. Некоторые становились буддийскими монахинями.
Отсутствие мужа, однако, не исключает женщин из репродуктивного пула. Внебрачные связи допускаются, и фактически у половины взрослых незамужних женщин в Лими есть один или несколько детей.
Они воспитывают их как матери-одиночки, работая за зарплату или занимаясь плетением тканей на продажу. "
Вот такие любопытные семьи у тибетцев. Со своими нравами и своими устоями. Хотел бы я получить возможность добраться до какой-нибудь непальской деревушки и увидеть все своими глазами.. Но пока только изучаем мат. часть.
Читайте так же: