589 подписчиков

Давай вместе или роль родителей в формировании эмоций у подростков

Современная детская психология пропагандирует эмоциональный интеллект. Уже с дошкольного возраста детей обучают базовым эмоциям.

Современная детская психология пропагандирует эмоциональный интеллект. Уже с дошкольного возраста детей обучают базовым эмоциям. К первому классу ребятня с легкостью назовет, что такое радость, грусть, страх, злость. Эмоциональному интеллекту посвящено множество мультиков и кинокартин.

Одно дело знать об эмоциональном интеллекте, другое, следовать его принципам. Далеко не все взрослые умеют выражать, проживать, управлять и контролировать эмоции. Что уж говорить о подростках, у которых эмоциональный фон нестабилен, настроение меняется каждую секунду. Как помочь пубертатам в их непростом периоде? Давайте разбираться.

Первое правило — умение выдерживать эмоции. Это так называемое контейнирование. Речь идёт о том, что человек учится выдерживать эмоциональные проявления другого.

Например, родителям необходимо получить навыки принятия. Пубертаты спонтанны, часто бывают напряжены, могут наблюдаться непроизвольные импульсы. У них ещё не созрела воля. Они не понимают, как справляться с их проявлениями. Поэтому родители должны быть готовы прийти на помощь и объяснить, как можно пережить эти чувства, показать дозволенные границы, помочь найти способы выражения.

Если у родителей хорошо развит навык контейнирования, то со следующими этапами они легко справятся. Если же нет, надо натренировать. Возможно, вместе со специалистом.

Представьте ситуацию, родители постоянно кричат, срываются не только друг на друга, но и на подросшего ребёнка. Вряд ли, став взрослым, он будет эмоционально стабильным. Скорее всего, у него сформируется неадекватная самооценка и окажется много претензий к миру.

Научились выдерживать эмоции? Приступаем к их признанию. Не обсуждаем их, не оцениваем, а признаем, что есть.

Например, родители могут в утвердительной форме сказать подростку, что они видят, какую эмоцию тот испытывает (злость, обиду, разочарование, радость, удовольствие восторг).

После того, как эмоция озвучена, можно задать вопросы: тебе больно? Тебе приятно?

Ни в коем случае не обесценивайте эмоции. Не говорите пубертату, что вы не видите повода для огорчений. Не считайте трудности подростка пустяками «тоже мне нашёл (нашла) проблему». Не отмахивайтесь словами будто бы ничего страшного не произошло.

Если всё это делать, эмоции не найдут выхода, не проявятся, могут возникнуть сложности со здоровьем.

Выдержка и признание — лишь подножие горы до вершины, которой ещё нужно добраться. Есть и другие пункты для развития у подростков эмоционального интеллекта, но об этом в следующий раз.

Подпишитесь на мое сообщество ВКонтакте и получите бонус: медитативную практику "Шаматха". Успокойте разум и найдите внутренний покой! https://vk.com/app5898182_-224026628#u=1791046&s=2609310
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена