"...И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб..." Эти слова из "Откровения Иоанна Богослова" можно трактовать по-разному. Единого мнения нет, но это и не суть. Библейская цитата - название фильма.
Ингмар Бергман, как любой нормальный гений был личностью амбивалентной. С одной стороны он был, в какой-то мере, эпикурейцем, а с другой глубоко религиозным человеком. В фильмах периода середины 50-х его поиск Бога особо настырный и даже надрывный. "Седьмую печать" классифицируют, как философскую притчу. Зачем Бергмана классифицировать? Он же Бергман! Притча? Может и притча. Но мне думается, что он не думал о том, что вот, сниму-ка я притчу!
Он писал пьесы и снимал фильмы, на удивление, легко и непринуждённо. Образ смерти играющей в шахматы с рыцарем сгенерировалось у него от воспоминаний от старинной гравюре. А "обвес" фильма в виде чумы, комедиантов и ведьмы, которая "жила" с дьяволом, родился из незаурядного тезауруса и воображения автора. Рыцарь (Макс фон Зюдов) - силён и готов ко всему. Великолепная роль! Как и роль человека в чёрном плаще, с белым лицом - смерть.
Смерть по-настоящему страшна. Рыцарь озадачен, но не напуган. Он философ. Как ещё больший философ его оруженосец (Гуннар Бьëрнстранд). Оруженосец - мой любимый персонаж в фильме. Он из тех слуг, которые управляют своими хозяевами. За сумбурностью моих впечатлений не видно главного. А что тут главное? Кто знает? У каждого своё....
Про другие фильмы Бергмана: