Найти тему
Гипермышление

Разговоры о ценном, и об иерархии этих ценностей

Попробуем разложить ценности по полочкам.

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Что такое хорошо, и что такое плохо?" У меня секретов нет, слушайте детишки! Папы этого ответ размещают в книжке. В определенном порядке, самое важное и ценное - сначала и наверху, самое обыденное и необходимое - внизу или в конце. Появляется определенная иерархия, когда нижний уровень является условием и основой для появления верхнего уровня, но ни как не является самоценным.

Например, возьмем идею "Закон превыше всего!". Получается, что если кто-то придет к нам с законом разрешающим людоедство, то мы должны согласиться? А что мы можем сделать, это же закон! Но закон - это средство, а не цель! А потому он у нас в основании, это инструментальная ценность!

Если вы поймете это, поставьте в комментарии "+"

...

А для чего нам нужен закон? Чтобы его почитать или чтобы чтить кодекс? Нет, скорей всего это поддержка традиций, и существующего порядка. Причем закон для поддержания традиции не обязателен, так как традиции сильнее любого правила и закона. Общество которое не блюдет традиций просто вымирало раньше, и возможно вымрет и в этом конкретном случае.

Значит порядок мы навели! Можно и отметить, наградить непричастных и наказать невиновных, но это только в том случае, если мы на этом остановимся. Но у нас есть ценности более высокого порядка, где традиции и порядок являются лишь инструментом или условием, существования общих и частных человеческих ценностей. Хочу отметить, что этот момент индивидуален! Вы цените розы, а я паровозы. И существующий порядок помогает нам ценить, и действовать реализуя наши ценности и не разрушать чужих. При этом общие ценности ни как не выше и не могут диктовать индивидам их ценности, разве что на основе стадного инстинкта, но не более. Если кто-то начинает диктовать ценность - то это не ценность, а попытка протащить правило или закон.

Многие отдают жизнь за драгоценности не понимая, что без жизни они этого не стоят
Многие отдают жизнь за драгоценности не понимая, что без жизни они этого не стоят

Но что может быть выше ценностей? Розы, паровозы, металл или навоз, у всех вкусы и опыт разные. Кто-то упивается вечерами, а кто-то объедается куличами. Но, чтобы соседи не сорились человек придумал такую вещь, как "Права человека", которые даны свыше каждому человеку с рождения. Мы конечно о таких правах даже не слышали, не знаем. И система как-то опускает значимость этого момента. Но права человека - это не юридический документ, это принцип, это проявление самого человека и человечности. Человеческие ценности - это лишь условия для реализации неотъемлемых прав человека.

А что может цениться выше "прав человека"? И вы конечно догадались - человеческая жизнь. Именно для того, чтобы это была человеческая жизнь, а не существование или прозябание нужно понимание и присутствие нерушимых прав человека. Нельзя лишить человека жизни, чтобы соблюсти права другого человека или группы лиц или мифического народа.

Таким образом получается идеальная пирамида ценностей

-2

Идеалистическая картина скажет кто-то, и скорей всего будет прав.
Но не правы те, кто закон возводят в абсолют, готовы подмять законом не только порядок, процедуры и принципы. Не говоря про общечеловеческие ценности и жизни. "У нас здесь так не делают!" - скажет кто-то недовольный. Имеет право чтить свои традиции и соблюдать свой порядок, но при этом не затрагивать ценности и права других людей.

А пока у нас "диктатура закона", который опирается на "давно так сложилось", человеческие ценности, но только те, которые общие. Но общими они ни как не могут быть, а потому общими, точнее обязательными они становятся в силу давления "традиций" и еще подкреплено все законом. В итоге "права человека" в этой иерархии подчинены "общим ценностями".

Реальная пирамида ценностей реального общества

-3

Выводы делайте сами...

ИП/2024/02/29

p.s.
Чтобы не было разночтений, принцип пирамиды (или иерархия понятий) работает так: если у нас возникает ситуация, которая затрагивает одновременно два уровня ценностей, то "побеждает" или в приоритете оказывается тот уровень, который находится выше по иерархии.

Так, например: в ситуации когда одновременно затрагиваются обще-человеческие ценности и жизнь человека, то мифические обще-человеческие ценности побеждают, а человек умирает.

Другой пример: если в ситуации затрагиваются права человека и существующий порядок, то порядок "бьет" человека, как в прямом, так и переносном смысле слова, вместе с его правами.

Можно ли эту пирамиду ценностей как-то перевернуть? За один день - нет. За пять лет - нет, но за 20-25 лет возможно, если над этими ценностями целенаправленно работать. Говорить, что жизнь человека имеет значение, показывать примеры, где сделан правильный выбор.

p.p.s.
Общие ценности - это одинаковые ценности. Но если сто человек хотят есть мороженное с шоколадом, а один человек хочет есть ванильное, то это не значит, что он не прав, или что он ошибается. Он реализует свое право выбирать.