Попробуем разложить ценности по полочкам.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Что такое хорошо, и что такое плохо?" У меня секретов нет, слушайте детишки! Папы этого ответ размещают в книжке. В определенном порядке, самое важное и ценное - сначала и наверху, самое обыденное и необходимое - внизу или в конце. Появляется определенная иерархия, когда нижний уровень является условием и основой для появления верхнего уровня, но ни как не является самоценным.
Например, возьмем идею "Закон превыше всего!". Получается, что если кто-то придет к нам с законом разрешающим людоедство, то мы должны согласиться? А что мы можем сделать, это же закон! Но закон - это средство, а не цель! А потому он у нас в основании, это инструментальная ценность!
Если вы поймете это, поставьте в комментарии "+"
...
А для чего нам нужен закон? Чтобы его почитать или чтобы чтить кодекс? Нет, скорей всего это поддержка традиций, и существующего порядка. Причем закон для поддержания традиции не обязателен, так как традиции сильнее любого правила и закона. Общество которое не блюдет традиций просто вымирало раньше, и возможно вымрет и в этом конкретном случае.
Значит порядок мы навели! Можно и отметить, наградить непричастных и наказать невиновных, но это только в том случае, если мы на этом остановимся. Но у нас есть ценности более высокого порядка, где традиции и порядок являются лишь инструментом или условием, существования общих и частных человеческих ценностей. Хочу отметить, что этот момент индивидуален! Вы цените розы, а я паровозы. И существующий порядок помогает нам ценить, и действовать реализуя наши ценности и не разрушать чужих. При этом общие ценности ни как не выше и не могут диктовать индивидам их ценности, разве что на основе стадного инстинкта, но не более. Если кто-то начинает диктовать ценность - то это не ценность, а попытка протащить правило или закон.
Но что может быть выше ценностей? Розы, паровозы, металл или навоз, у всех вкусы и опыт разные. Кто-то упивается вечерами, а кто-то объедается куличами. Но, чтобы соседи не сорились человек придумал такую вещь, как "Права человека", которые даны свыше каждому человеку с рождения. Мы конечно о таких правах даже не слышали, не знаем. И система как-то опускает значимость этого момента. Но права человека - это не юридический документ, это принцип, это проявление самого человека и человечности. Человеческие ценности - это лишь условия для реализации неотъемлемых прав человека.
А что может цениться выше "прав человека"? И вы конечно догадались - человеческая жизнь. Именно для того, чтобы это была человеческая жизнь, а не существование или прозябание нужно понимание и присутствие нерушимых прав человека. Нельзя лишить человека жизни, чтобы соблюсти права другого человека или группы лиц или мифического народа.
Таким образом получается идеальная пирамида ценностей
Идеалистическая картина скажет кто-то, и скорей всего будет прав.
Но не правы те, кто закон возводят в абсолют, готовы подмять законом не только порядок, процедуры и принципы. Не говоря про общечеловеческие ценности и жизни. "У нас здесь так не делают!" - скажет кто-то недовольный. Имеет право чтить свои традиции и соблюдать свой порядок, но при этом не затрагивать ценности и права других людей.
А пока у нас "диктатура закона", который опирается на "давно так сложилось", человеческие ценности, но только те, которые общие. Но общими они ни как не могут быть, а потому общими, точнее обязательными они становятся в силу давления "традиций" и еще подкреплено все законом. В итоге "права человека" в этой иерархии подчинены "общим ценностями".
Реальная пирамида ценностей реального общества
Выводы делайте сами...
ИП/2024/02/29
p.s.
Чтобы не было разночтений, принцип пирамиды (или иерархия понятий) работает так: если у нас возникает ситуация, которая затрагивает одновременно два уровня ценностей, то "побеждает" или в приоритете оказывается тот уровень, который находится выше по иерархии.
Так, например: в ситуации когда одновременно затрагиваются обще-человеческие ценности и жизнь человека, то мифические обще-человеческие ценности побеждают, а человек умирает.
Другой пример: если в ситуации затрагиваются права человека и существующий порядок, то порядок "бьет" человека, как в прямом, так и переносном смысле слова, вместе с его правами.
Можно ли эту пирамиду ценностей как-то перевернуть? За один день - нет. За пять лет - нет, но за 20-25 лет возможно, если над этими ценностями целенаправленно работать. Говорить, что жизнь человека имеет значение, показывать примеры, где сделан правильный выбор.
p.p.s.
Общие ценности - это одинаковые ценности. Но если сто человек хотят есть мороженное с шоколадом, а один человек хочет есть ванильное, то это не значит, что он не прав, или что он ошибается. Он реализует свое право выбирать.