Метрополитен в принципе является темой весьма обширной и интересной, да и к тому же не лишенной определенной доли загадочности, поскольку большая часть всех процессов, связанных с его строительством и работой, скрыта от глаз простых обывателей. Что уж говорить о «подземке», расположенной в столице одной из самых суровых стран мира?! Информации о ней нет практически ни в одном открытом источнике, поэтому все, что на сегодняшний день известно о северокорейском метрополитене, основано на весьма обрывочных данных.
В Пхеньяне, главном городе Северной Кореи, действительно, есть метро, однако в отличие от других подземок, метрополитен в КНДР имеет статус «секретного объекта». Иностранным путешественникам разрешено посещать всего 2 станции из 17 существующих - это «Ёнгван» и «Пухын», да и то под контролем спецслужб. Из этого можно сделать два вывода: первый – иностранцы спускаются в северокорейское метро очень нечасто, второй – то, как на самом деле выглядит подземка в КНДР, знают только местные жители, а они уж точно никому и ничего не скажут…
Отсутствие актуальной информации порождает вокруг северокорейского метрополитена огромное количество самых разнообразных слухов. Так, к примеру, поговаривают, что глубина заложения некоторых секретных объектов пхеньянского метро превышает 200 метров, что в два раза глубже станции «Арсенальная» киевского метро, которая была признана самой глубокой в мире.
Также существует мнение, что метро в Пхеньяне – это вовсе не метро, а самый настоящий военный объект, и вся система железнодорожных тоннелей, расположенная под столицей, является частью подземного комплекса, построенного для укрытия руководства и граждан страны в случае ядерного удара со стороны Южной Кореи.
Что из этого правда, а что вымысел разобраться непросто, но мы и не станем этого делать. В конце концов, для этого есть специально обученные люди. А мы, по традиции, обратимся к матушке нашей истории, поскольку она таит в себе тоже немало интересностей!
Итак, строительство метрополитена в столице Северной Кореи, в Пхеньяне, началось в далеком теперь уже 1965 году, и велось оно силами Корейской народной армии и политзаключенных, что, конечно же, держалось в строжайшем секрете.
По слухам, толчком для реализации столь амбициозного проекта стало желание Ким Ир Сена «покрасоваться» перед Южной Кореей и построить подземку первым. В сущности, у него это получилось, поскольку в Северной Корее первая очередь была введена в эксплуатацию 9 сентября 1973 года, когда как метро Южной Кореи открылось на год позже – в 1974-ом.
Результатом подобного рода спешки при строительстве столь сложного объекта, как метрополитен, стала крупная авария, произошедшая во время проходки тоннеля под руслом реки Тэдонган. Тоннель стремительно затопило водой, и по некоторым данным в этой аварии погибло около 100 рабочих. В последствии от планов прокладки тоннеля под рекой и вовсе отказались – вероятно, из соображений безопасности. Поэтому сегодня обе линии метрополитена располагаются на одном (правом) берегу.
Останавливаться на достигнутом власти Северной Кореи не планировали – по крайней мере, в их головах строительство метрополитена не ограничивалось лишь двумя линиями. Поэтому в конце 80-х появилась информация о дальнейшем расширении пхеньянского метро, и даже началась активная проходка тоннелей. Однако все эти планы накрылись, я извиняюсь, медным тазом, поскольку у руководства страны просто кончились средства, и строительство пришлось свернуть. Так и остался северокорейский метрополитен с двумя доступными для пассажиров линиями.
Но вскоре ситуация изменилась вновь. Дело в том, что в 1995 году власти Пхеньяна решили закрыть для пассажиров одну из наиболее важных станций пхеньянского метрополитена - «Кванмён», а все из-за того, что неподалеку от станции расположился мавзолей Ким Ир Сена.
Безусловно, закрытие станции самым непосредственным образом сказалось на транспортной ситуации, поэтому через какое-то время правительству, для обслуживания пассажиров, пришлось придумать альтернативное решение, коим стала узкоколейная трамвайная линия с двумя остановками, следующая от мавзолея до станции метро «Самхын».
На момент строительства северокорейский метрополитен активно поддерживался как со стороны Советского Союза, так и со стороны КНР, однако в какой-то момент Советы выбыли из списка меценатов, и все материалы, а также оборудование, эскалаторы и вагоны в КНДР стала поставлять исключительно китайская сторона.
К слову, пхеньянский метрополитен, как, впрочем, и все в Северной Корее, как будто застыл во времени: подвижной состав не обновлялся с 90-х годов, когда китайские вагоны были заменены на немецкие. Хотя власти КНДР активно отрицают сей факт и придерживаются мнения, что в северокорейском метрополитене используются исключительно вагоны отечественного производства.
И, кстати, любопытный факт про вагоны метро. По прибытию поезда на станцию, двери вагонов открывает вручную специально обученный сотрудник метрополитена, а вот закрываются они автоматически.
На сегодняшний день метрополитен Пхеньяна включает в себя всего 2 подземные линии общей протяженностью 22,5 км и 17 подземных станций, из которых две – пересадочные, а одна закрыта на вход и выход. Как я уже упоминал выше, в планах руководства страны было строительство 3-й линии, однако из-за нехватки средств этим планам не суждено было сбыться. Поэтому самая «новая» станция северокорейского метрополитена была открыта в 1985 году!
И хотя в прессе то и дело возникают какие-то невнятные сообщения о якобы возобновлении строительных работ и расширении метрополитена в КНДР, никакой конкретики эта информация не несет. Известно лишь то, что линию Чхоллима планировали продлить на север, а линию Хёксин – на юго-запад.
Кроме того, на бумаге вроде как даже существует проект 3-й линии, которая должна связать центр города с южными пригородам и пересечь при этом существующие линии и реку Тэдонган. Однако, опять же, никакой конкретики, и вполне вероятно, что данный проект так и останется лишь проектом на бумаге…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал. Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!