Знакомство
Люди с этой планеты ровно такие же, как мы, но почему-то мы с ними часто конфликтуем…
Мы хотели бы чаще говорить о наших детях, вступивших в подростковый возраст, – таких любимых и таких уже порой недосягаемых. Впрочем, не только о подростках, вернее, не только об отношениях с подростками, но и с теми, кому вроде бы ещё далеко до пугающей границы.
Распутывать клубок и объяснять сложное поможет нам подростковый психолог и руководитель психологической службы школы «Летово» Анна Тихомирова. И сегодня мы только начнём открывать эту terra incognita.
Краткое предисловие
Люди, которых мы называем подростками, уже выходят из детского возраста, в котором всё было понятно, а все правила и жизнь определяются взрослыми, и решения тоже принимают за ребёнка.
Подросток — житель междумирья, с него начинают спрашивать как со взрослого, не наделяя взрослыми правами, просят брать на себя ответственность в ситуациях, когда её не дают.
Планета Подросток совсем новая
Лет 200 назад подростков как таковых не существовало. Ребёнок в одночасье становился взрослым через условную или настоящую инициацию, после которой должен был занять свою роль в обществе.
В современном мире нет строгой иерархии, и путь каждого члена сообщества не определён заранее. Растворились чёткие границы, и сам переход из детства во взрослость стал неопределённым и длинным.
Понятие «подросток» появилось в 19 веке и стало обозначать этап развития личности от детства к взрослости, и сегодня на этом этапе перед человеком встаёт всё больше и больше задач.
Жизнь усложняется, и нужно многому научиться, чтобы принимать в ней обоснованные взрослые решения. Ты уже не можешь и не хочешь занимать роль, уготованную тебе прошлым поколением. Чтобы найти своё место в жизни, нужно иметь огромную базу новых знаний и новых навыков.
Некоторыми исследованиями подростковый возраст сейчас трактуется как период от 10 до 25 лет. В наши относительно благополучные времена уже в 10 лет постепенно начинается процесс физиологических изменений. Меняется тело, перестраиваются гормональные процессы.
«Что с моим телом?»
Самые видимые изменения – физиологические.
Подросток, который 10-12-13 лет жил со своим телом и всегда знал, чего от него ждать, вдруг замечает, что тело начинает вести себя совершенно по-другому. В нём появляется то, чего раньше не было, возникают ощущения, которых раньше не было.
Ты начинаешь выглядеть абсолютно по-другому. Сюрпризы, которые преподносит тебе твое тело, как правило, неприятные. Никакие объяснения взрослых, что это закончится, и ты из гадкого утёнка превратишься в прекрасного лебедя, не работают – у подростка пока ещё, как у ребёнка, нет внутреннего понимания времени, и то, что происходит сейчас, как будто бы уже навсегда.
Выстраивание новых отношений со своим телом – огромная нагрузка на психику человека. Это занимает всё его самоощущение, самопринятие, самооценку. Понятно, что не всеми это воспринимается одинаково, но чаще всего очень сложно и болезненно.
Например, у взрослых часто появляются претензии к подросткам, что они не моются и от них пахнет. Но это не потому, что подростки не моются в принципе, а потому что до гормональной перестройки организма от них не пахло. Эти изменения уже видите и ощущаете вы, а подросток пока ещё остаётся для себя тем же, что и был. Он ещё не понимает, почему нужно по-другому относиться к своему телу и по-другому за ним ухаживать.
«Что с моей психикой и эмоциями?»
Другая очень важная физиологическая особенность возраста – это активный процесс дозревания мозга, а точнее, процесс формирования префронтальной коры. Префронтальная кора отвечает за управление процессами – за торможение, за осознанную регуляцию. Согласно современным нейрокогнитивным исследованиям, окончательно она созревает только к 25 годам.
То есть помимо того что подросток должен научиться принимать изменения в своей физиологии, он должен научиться ими управлять, а он не управляет. Что угодно может вызывать сильнейшие психофизиологические реакции.
Ещё вчера милый и хороший, а сегодня его всё бесит, он не может успокоиться или, наоборот, включиться. Не управляет вниманием, не контролирует, как он проявляет свои эмоции или как их прячет.
Это похоже на взаимодействие с чужим человеком, который находится внутри.
Одна из самых главных задач психического развития в подростковом возрасте, главное его приобретение – самоосознавание. Ощущение себя как человека, со своими смыслами, ценностями, принципами, потребностями и мечтами. И здесь кроется основная сложность не только для подростка, но и родителя. Не мешать, но и не терять контакта, быть готовым помочь, но и не «причинять добро». Где же выучиться на родителя подростка?..
Мы ведь зачастую уже хотим от подростка самоопределения – с вузом и профессиональной траекторией, в то время как он только постигает, как устроен мир и не готов сделать выбор и найти свою роль в обществе…
Всегда внезапно, или Может ли родитель быть готовым?
Первое, что необходимо понимать – что всё происходящее с вашим подростком – естественный процесс. Все сложная полоса в жизни, в которую вы вступаете вместе, – не потому, что ваш ребёнок плохой или вы его плохо вырастили. С подростком происходят кардинальные изменения на психическом, физиологическом, социальном уровне.
И даже понимая всё это нельзя не реагировать эмоционально на выходки и поведение подростка – не злиться, не расстраиваться, не переживать. Поэтому первый этап родительской готовности – это знания, а второй – психологическое принятие и психологическое терпение.
Задача подростка – войти в мир взрослых, но не через родителей. Ему как бы нужно отринуть опыт родителей и выстроить свой собственный. Именно поэтому всё, что говорится родителями, воспринимается в штыки, но подросток не в целом отрицает мир взрослых, а идёт за взрослыми, которые в социуме авторитетны, условно говоря, за вождями.
Задача взрослого мира – помочь всем подросткам в целом! И вам самим нужно искать такого взрослого для собственного подростка. Это могут быть психологи, школьные учителя, старшие братья и сёстры…
Если же ваш подросток со всем соглашается и всё принимает, это, скорее, повод для волнений. Это может означать, что либо вы настолько авторитетны, что авторитарны, и у ребёнка нет выбора (в какой-то момент он выйдет из-под вашего контроля, и его подростковый период начнётся позже), либо он что-то от вас скрывает. Поэтому всегда нужна близкая поддержка других взрослых, с которыми можно говорить о сложном.
Ваши задачи
✅ В этот сложный для подростка период стараться сохранять близкий контакт, перестраивать контакт с детско-родительского на контакт взрослый-взрослый.
✅ Жить свою собственную жизнь интересно. Когда у вас тоже есть своя жизнь, когда вы тоже интересный человек и делитесь своим, вы выстраиваете более горизонтальные отношения с подростком и имеете больше возможностей его поддерживать и быть с ним рядом.
✅ Третий момент – очень сложный – выстраивать чёткие и ясные договорённости, простые схемы действий и последствий, на которые ваш ребёнок может опираться.
Решение этих задач требует недюжинных усилий и подготовки...
Об искусстве переговоров с подростком мы поговорим в следующей публикации. Вы же делитесь своими болями или, наоборот, успехами, задавайте конкретные вопросы о взаимодействии с вашими «инопланетянами».
Подготовила Лидия Ни