Итак, за четырнадцать ходовых дней мы добрались до Нижнего Бестяха и от него протянули до Чурапчи.
День пятнадцатый. 19.07.2017. Любуемся Якутскими сёлами, въезжаем на красивую, но страшную дорогу. Ночуем на стоянке "Три медведя"
Дорогой читатель, наверное тебя следует предупредить, что дальше в основном фотографии будут мрачные. Нам "повезло" - по пути "туда" мы попали в дожди. Зато на пути "обратно" светило солнце. Так что трассу Р-504 "Колыма" мы увидели и такую и другую.
Поскольку в Чурапче было темно, то остановились там, где остановились - на заправке! А ещё, не хотелось повторять опыт незадачливых туристов, которые впотьмах встали лагерем на чьём-то огороде.
С заправки мы уехали сразу. Понятное дело, например варить кашу на газовой плитке рядом с бензином - нельзя, да и вообще, вокруг забор и неуютно. Поехали искать где встать на завтрак.
Протянув немного за Чурапчу, свернули направо и встали на пастбище. Фура стоит - нам, наверное, тоже можно.
Сварили кашу, позавтракали. Дальше несколько фотографий и видео, дающих представление по какой примерно дороге мы ехали ночью.
Ещё есть видео, снятое на ходу:
По последним кадрам видео можно судить с какой скоростью идёт паром по Алдану вверх по течению
Теперь виды из окна:
Плато́н Ойу́нский (Плато́н Алексе́евич Слепцо́в; 30 октября [11 ноября] 1893[1], Ойун-Усовский наслег, Таттинский улус, Якутская область — 31 октября 1939, Якутск) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы[2]. Стал жертвой сталинских репрессий.
Незаметно дорога выбралась из Чурапчинских болот. Мы въехали в Томпонский район. Местами пейзажи даже стали напоминать Вологодские леса. Наверное - из-за песка.
Теперь немножко о паромной переправе. Я в интернете начитался про истории, что народ паром штурмует чуть ли не с боем. Поэтому у нас была установка: "Мы туристы - нам не срочно надо" Биться за место на пароме у нас не было абсолютно никакого намерения. Биться и не пришлось.
Приехали на берег. Кстати, паромы причаливают в разных местах - это зависит от уровня воды. На берегу было как-то пустовато. Я пошёл узнавать что и как.
Мы даже не успели перевести дух с дороги, как оказались на пароме! Паром не был загружен под завязку. На сколько я понял - он ждал машину Почты России, ну и нас подобрал.
Значит так. В Томмоте мы переправились через Алдан с правого берега на левый. Значит, мы сейчас были на левом берегу Алдана, но только ниже по течению. Нам снова надо было переправляться на правый берег. С точки зрения топологии - мы возвращались на тот берег с которого приехали. Но! Попасть в Магадан, в обход водной переправы невозможно. Собственно по этой причине в Магадане есть понятие "поехать на материк". Паром идёт вверх по течению. Течение быстрое - поэтому скорость относительно берегов небольшая.
Нашёл в интеренет про этот танкер: https://fleetphoto.ru/photo/436492/ Ссылка
Попробовали снять на фотоаппарат пролетавший над нами самолёт. Время и дата на снимке московское. Если кто-то вспомнит, что в это время пролетал над Алданом, то вот, пожалуйста - фотография вашего полёта!
Вот эта фотка, сделанная на Алдане, мне нравится больше всех. Вдалеке за нами виден ещё и третий паром. Я это фото называю "жидкий трафик"
Если посмотреть на время на фотографиях, то получается, что паром шёл примерно полтора часа.
Кстати, при причаливании к берегу произошло небольшое происшествие. У меня опыт судовождения никакой, точнее только вёсельной лодки, но глядя на то как паром подходит к берегу, у меня возникло ощущение, что он не вписывается. Сначала я подумал, что ерунда - рулевой всяко лучше меня чувствует паром. Но, моё ощущение меня не обмануло - паром снёс леера на стоящем у берега буксире. Возможно, по другому было не подойти. Но факт остаётся фактом. Так вот, что меня тогда поразило - экипаж буксира даже не посмотрел в сторону парома. У меня сложилось ощущение, что леера - это расходный материал.
Чуть не забыл! История про лошадей, которую нам рассказали попутчики на пароме. Как в Якутии пасутся лошади вы уже видели - лошади пасутся там, где им нравится. Так вот, было у мужика несколько лошадей и они однажды пропали. Неприятно, но бывает. Мужик про них уже и думать забыл. Так вот, в один прекрасный день через восемь лет они к нему вернулись! Причём вернулось больше чем пропало! Чтобы не перепутать лошадей каждый хозяин ставит на своих лошадях тавро. К мужику вернулся табун с его лошадьми и бесхозными, то есть без тавро. Мужик поставил на них своё тавро и отправил их гулять дальше.
Мы благополучно выгрузились на берег и поехали дальше. Постарались запомнить где причал. Правда на обратном пути нам этот опыт не пригодился. Вот это место на берегу, с которого сделана фотография, будет затоплено. За время нашей поздки до Магадана Алдан поднимется метра так на два, и паромы будут причаливать в другом месте.
До Хандыги дорога была хорошая. Грейдер не только ровняли, но ещё и поливали водой. На сколько я понимаю, если дорогу отсыпать не чем придётся, а специально подобранным гравием - грейдерная дорога может быть очень даже хорошей.
А вот иллюстрация про суровый нрав якутских рек. Была дорога и нет дороги. Вот это место 62.787201, 136.605140 Река Восточная Хандыга.
Солнечная погода и ровная дорога от Хандыги нас немножко расслабили. Я рулил УАЗиком и как в телевизор наблюдал на надвигающиеся на нас горы. Что значит "как в телевизор"? А это значит, что смотришь картинку, но не ощущаешь реальность происходящего и то, что оно к тебе относится.
Московское время на фотографии 12:32 - это значит, что по местному времени - половина седьмого. Пришло понимание, что мы опять "попали". Дорога страшная, но красивая. Дождь, не сказать, что ливень, но хороший такой дождь - местами даже дорогу размыло. Ближайший населённый пункт - далеко. Съездов на местные дороги нет, точнее местных дорог нет - это в Карелии сеть лесовозных дорог, а здесь леса нет. Стоянок рядом с дорогй нет. Мы обрадовались, когда увидели дорожный знак "до пункта отдыха 15 км", но когда проехали эти 15 км, оказалось, что пункт отдыха находится в стадии строительства и используется как склад строительных материалов. Место активно не понравилось.
Одна радость - мы уже забрались на 63-ю параллель, а в июле на этой широте почти белые ночи. У меня включился режим "туриста - разгильдяя". Во всех книжках про туризм пишут: "Вставайте на стоянку засветло" - это не про меня! Чем темнее - тем лучше стоянка! При свете дня видны недостатки выбранного места и хочется найти место получше.
Вот и первая засада - ремонт моста! Я, было дело, уже свернул в сторону брода, но с моста нам крикнули "По мосту!" Маловероятно, что я сунулся бы в брод без разведки. Брод с виду был глубоковатый.
Издалека мост выглядит страшно.
Вид с моста.
На обратном пути мы на этом мосту немножко задержались из-за ремонта. Рабочим надо было установить какую-то деревянную деталь, они нас спросили можем ли мы подождать. Так у нас получилась остановка на фотопаузу.
П-п-п-проехали мост и дорога понесла нас дальше.
Проехали Развилку
В селе имеются общеобразовательная школа, дорожно-строительный участок.
Это цитата из Википедии. По её же данным в 2010-м году население Развилки составляло семьдесят шесть человек. Сколько было в 2017 - не знаю. Заезжать не стали. Сейчас нашёл её на карте Яндекса - обозначено как урочище Развилка. На картах так частенько обозначают место, где когда-то был населённый пункт.
Вот по этой фотографии можно судить о темпе нашего продвижения.
За два часа мы проехали 74 километра! Кстати, для Москвы с её пробками - хорошая скорость. А вот и первый Прижим.
Впереди был самый живописный, но уже не страшный Чёрный прижим.
Кстати о дороге. По краю дороги установлен отбойник. Он создаёт иллюзию защищённости. Но, столбики, которые забиты в грунт держатся в нём слабо, поскольку сразу за ними начинается откос. Надеятся на этот отбойник не следует. Дальше видео, снятое Леной на ходу.
Последнее вото пятнадцатого ходового дня.
Как видно, последнее фото пятнадцатого ходового дня сделано в 14 часов сорок три минуты по Москве. Примерно на 138-м градусе восточной долготы. Это значит, что разница во времени с Москвой примерно семь часов! То есть, десять часов вечера - ещё что-то можно рассмотреть и не очень темно.
После Чёрного прижима пора было подумать о ночлеге. Дорожный указатель нам подсказал, что через пятнадцать километров пункт отдыха, но когда мы до него дотянули, место оказалось занято строительными материалами и совсем неуютное. Поехали дальше.
Запись в бортжурнале говорит, что "ночевали мы на 1377-м километре" Лена, ты что-то перепутала, либо это километраж от Магадана! Сейчас долго пытался найти то место, просматривая фотографии и спутниковую карту, правда она 2018-го года.
Стоянка "Три медведя".
Как говорится в одном мультике про Бременских музыкантов: "Вечерело, повозка медленно катилась по дороге..." Остановились на "штурманскую пятиминутку". Штурманская пятиминутка - это когда я рассматриваю навигатор и карты. Остановились в кармане напротив какой-то базы строителей. Стоим, думаем куда податься. Направо в лес уходила лесная дорога. Пока стояли к нам подошёл мужик и поинтересовался зачем мы здесь - мы сказали, что ищем место для ночлега. Нас аккуратно предупредили, что тут "три косолапых бродят", на что мы ответили, что не собираемся готовить еду и вообще привлекать к себе внимания. Переночевать на базе мужик нам не предложил, а мы и не спрашивали. Свернули направо на лесную дорогу и встали на первой же полянке. По идее, дорога скорее всего шла к реке - справа по ходу всё ещё была Восточная Хандыга, и можно было встать на берегу либо у берега. Наверняка строители ездят на речку и там была подходящая полянка. Но, ехать дальше по лесной дороге штурман, то есть Лена, забоялась. Я немножко прогулялся, но до реки не дошёл. Во-первых, дорога спустилась в заросли, а во-вторых на ней появилась трава. Я был обут в кроссовки - промокнуть мне не хотелось, а медведи любят вечернее время.
Сейчас вспомнил, что строителями на той полянке, на которую мы заехали, был оборудован столик и даже экскаватором была выкопана яма в которой скапливалась вполне чистая вода.
На обратном пути мы обратили внимание, что строители повесили "кирпич" на этой дороге - видимо из-за того, что рассказы про трёх медведей на туристов не действуют. Мы окрестили эту стоянку "Три медведя"
Пробег за день составил 451 километр. Средний расход бензина 11,6 л/100 км, Пробег на одометре остановился на 119895 километрах.
Мы были ошеломлены суровой красотой Колымской трассы! Как смог - подобрал музыку к нашему настроению:
Впереди была Заячья петля и знаменитая заправка в Кюбюме, то есть Куба. Сейчас гляжу на карту - на спутнике Заячья Петля есть, а вот на карте её уже нет - похоже, что спрямили. Значит, нам повезло её застать!
Продолжение следует.