Найти в Дзене
Издательство "Камрад"

Чеченский волк... 9

«Ну, погоди!»

Президент Джохар Дудаев увидел, как по телевидению показывают мультипликационный фильм «Ну, погоди!». На голубом экране наглый растрепанный волк в расклешенных брюках и рубахе навыпуск непрестанно смолил смятую папиросу, сосал прямо из бутылки различные напитки и пинал урны с мусором.

(часть 1 - https://dzen.ru/a/ZdYLX-P6TXCbgm-M)

Этот гротескный насмешливый образ волка оскорбил президента – ведь еще вчера он утвердил этого благородного зверя в качестве государственного символа независимой Чечни.

«Настоящий волк, как и настоящий мусульманин, не пьет и не курит!» – подумал Джохар Дудаев и издал распоряжение:

– Мультфильм запретить!

С чистого листа

Главный чеченский чекист Игорь Кочубей, предвидя падение коммунистической власти, приказал уничтожить оперативный архив. Однако полностью сжечь секретные документы чекисты не успели – здание КГБ захватили национальные гвардейцы. Часть оперативного архива была доставлена в кабинет президента. Познакомившись с агентурными делами, Дудаев схватился за голову – там была вся элита, все, кто хоть немного был известен в республике. «Сколько родов может быть опозорено, сколько жизней искалечено!» – подумал Джохар и приказал немедленно сжечь архив, чтобы ни листочка не осталось.

– Мы все начнем с чистого листа, – сказал президент. – Все чеченцы будут рады, что стали свободными.

Быть может, уничтожая это тайное прошлое, Дудаев думал и о своей судьбе, о своей участи. Ведь, по словам прокурора Вахида Абубакарова, в молодости бравый летчик Джохар очень гордился тем, что имел доверительные отношения с чекистами и даже по секрету называл свой агентурный псевдоним «Казбич». Наверное, этому можно верить, поскольку воинственный абрек Казбич – любимый лермонтовский герой Дудаева.

Примечание. В то же время академик, доктор философских наук Вахид Акаев считал, что, «используя агентурные дела, переданные ему после расформирования КГБ ЧИАССР, намекая через средства информации, а также при встречах со старейшинами, на сотрудничество ряда авторитетных религиозных деятелей с советскими органами госбезопасности, Дудаеву удалось «перевербовать» агентуру КГБ. Некоторые белобородые старики, самым активным образом участвовавшие в различных дудаевских митингах, были связаны с КГБ. Все они, их семьи и некоторые родственники мобилизовывались в поддержку политики Дудаева в Чечне». Однако эту точку зрения, близкую к теории заговора, Вахид Акаев не смог документально подтвердить.

23 февраля

Для чеченского народа 23 февраля – незабываемая дата. В этот день началась принудительная депортация всех чеченцев из родных селений в далекие казахские степи. Сталин назвал это операцией «Чечевица». Как будто речь шла о похлебке, которую перекладывали из одной миски в другую.

Придя к власти, президент Дудаев решил превратить скорбную дату в День национального возрождения. К пятидесятилетию трагических событий он приказал построить мемориальный комплекс из белоснежных чеченских чуртов – надмогильных камней.

В сталинские годы этими священными камнями строители Грозного выложили бордюры тротуаров и ступени домов. Большего унижения и оскорбления чеченскому народу нанести было невозможно. Многие чеченцы, вернувшись из ссылки, по надписям узнавали памятники своим отцам и матерям. По ночам они пытались разобрать бордюры тротуаров или вынуть ступени из лестницы, чтобы вернуть надгробия на кладбища. Им приходилось это делать втайне, потому что подобные действия расценивались властями как вредительство.

По указу Джохара Дудаева поруганные памятники были доставлены на площадь Челюскинцев. Здесь их почистили, расставили, сделали таблички с датами рождения и смерти, проложили мраморные дорожки, украсили цветами. На воздвигнутой памятной стене чеканщики сделали надпись: «Мы не плакали, не плачем и не будем плакать». А в памятный день 23 февраля со всех концов Чечни сюда приехали люди, чтобы открыть мемориал и почтить память павших в изгнании. Президент обратился к народу:

– Десятилетиями нас заставляли плакать и скорбеть над преступлениями, которых мы не совершали. До каких пор мы будем плакать и хоронить, хоронить и плакать? Когда же, наконец, наступит тот счастливый день, когда мы будем жить и радоваться всему, что нас окружает, – смеху детей, синему небу, солнцу над головой? Когда мы будем радоваться самой жизни? Хватит траура и печали, на долю наших отцов и нашу долю и так выпало немало. Пусть 23 февраля, день скорби, отныне станет Днем национального возрождения. Мы построим дворцы, посадим деревья и превратим родную землю в цветущий сад, где будут жить только счастливые люди.

Примечание. На том же митинге, посвященном 50-летию насильственной депортации, преподаватель Чеченского государственного университета, историк и писатель Саид-Хасан Абумуслимов заявил: «Не может настоящий чеченец назвать себя “россиянином”, если бы даже, растоптав свою человеческую и национальную гордость, захотел назваться этим именем: восставшая против этого кощунства из глубоких закоулков его души чеченская память, куда ее загнало 200-летнее духовное насилие колонизаторов, разорвала бы его душу и его самого на части! Если бы даже он ничего не знал, то и в этом случае его генетическая память, возмущенная подобным издевательством над жертвами – мучениками двухсотлетнего геноцида, напомнила бы ему о том, как генерал-россиянин в течение 200 лет надменно заявляя, “где бы я ни был, со мною неразлучно чувство, что я россиянин”, перманентно убивал, сжигал, морил голодом, ссылал чеченский народ и “не собирался успокаиваться до тех пор, пока не останется в живых ни одного чеченца”». Такая националистическая пропаганда имела сильное воздействие. Тем более, что эту речь произносил интеллектуал Абумуслимов – выпускник исторического факультета и аспирантуры экономического факультета Московского государственного университета, а впоследствии вице-президент независимой Чеченской республики Ичкерия во времена недолгого президентства Зелимхана Яндарбиева.

Цветущий сад

По поручению президента было разработано три проекта превращения Чечни в цветущий сад. Первый вариант – пребывание в экономическом пространстве России – был отвергнут Джохаром Дудаевым по причине принципиального несогласия с грабительской политикой Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Так бесчеловечно относиться к своему народу, как эти политики, Дудаев не мог. Именно поэтому он запретил хождение в республике российских ваучеров:

– Нас хотят закидать пустыми бумажками, а взамен получить собственность чеченского народа, – заявил он. – Я в такие игры не играю.

Второй вариант допускал торговые отношения с Россией, но исключал нахождение Чечни в ее экономическом пространстве. Этот вариант был идеальным для Чечни, но нежелательным для России. Понимая это, Дудаев почти сразу после выборов стал действовать в обход Москвы – заключать двусторонние соглашения с северокавказскими республиками. Однако по команде из Кремля соседи расторгли эти договоры в одностороннем порядке.

Третий вариант предполагал мирное эволюционное развитие российско-чеченских отношений – от полной зависимости к полной независимости. Этот проект готовился при участии международных организаций, в частности ЮНИДО – института ООН по промышленному развитию. Джохар Дудаев даже выезжал в венскую штаб-квартиру ЮНИДО, чтобы познакомиться с тонкостями проекта. Однако непризнание Дудаева законно избранным президентом, а также нежелание российского руководства во главе с Ельциным вообще разговаривать с ним помешали реализации третьего варианта.

– В Москве нас видеть не хотят, – заключил Дудаев. – Ну что ж, настанет время – сами прибегут к нам.

Когда стало понятно, что ни один из предлагаемых вариантов неосуществим, президент выдвинул давнюю сталинскую концепцию – концепцию опоры на собственные силы. Это значило, прежде всего, опереться на свои ресурсы, на свои кадры, на свои законы и установления. Но с этими тремя источниками независимости и самостоятельного развития были проблемы. Проект цветущего чеченского сада на деле выглядел призрачно.

Примечание. Бывший министр экономики и финансов независимой Чеченской республики Ичкерия, доктор экономических наук Таймаз Абубакаров, хорошо знавший Джохара Дудаева, подробно проанализировал основы его сепаратистских убеждений: «Исходная посылка, на которой базировался дудаевский оптимизм относительно возможности построения независимого чеченского государства, состояла в уверенности, что Чечня имеет не только естественное и выстраданное веками право на самоопределение, но и все необходимые для этого ресурсы, включая экономический и людской потенциал и удачное географическое положение. Представление о Чечне, как о стране самодостаточной во всех отношениях, формировалось также под воздействием различных, зачастую непроверенных сведений о запасах полезных ископаемых, преподносимых ему в избытке многочисленными геологами-самоучками <…> Что касается результатов серьезных научных изысканий, не дававших оснований для безмерного оптимизма в отношении промышленного использования запасов недр, то Дудаев их просто игнорировал, полагая, что советская наука по заданию коммунистов специально искажала реальное положение дел с тем, чтобы не возбуждать лишний раз у чеченцев сепаратистских настроений. С теми, кто не соглашался с такой упрощенной трактовкой вопроса, он старался вообще его не обсуждать: дескать, не верите, и не надо!»

Закон есть закон

Закон – основа любого суверенного государства. Надзирает за соблюдением закона прокуратура. Поэтому один из первых визитов Джохар Дудаев совершил в здание республиканской прокуратуры, которое находилось в руках национальных гвардейцев. Всех сотрудников прокуратуры собрали в конференц-зале. Каждый мог задать президенту вопрос.

Джохар Дудаев выступил с докладом о текущей ситуации. Президент любил растекаться мыслию по древу, и мог говорить на неопределенную тему часами. Но тут его неспешный доклад был прерван неожиданным вопросом.

– Вот вы захватили прокуратуру, всюду ваши гвардейцы. Как известно, обязанность прокуратуры – надзирать за исполнением законов. А ваша прокуратура за исполнением каких законов будет надзирать?

– Советских и российских, а также чеченских! – мгновенно выпалил Дудаев. – Когда таковые появятся.

Но молодой сотрудник прокуратуры не унимался.

– Известно ли вам, господин президент, что по российским законам вы – особо опасный преступник, и я просто обязан вас арестовать за организацию заговора с целью захвата власти?

В зале воцарилась мертвая тишина.

– Как тебя зовут? – глухо спросил побелевший Дудаев.

– Вахид Абубакаров!

– Ты мне за это ответишь! – отчеканил высокопоставленный гость и стремительно покинул здание прокуратуры. Вооруженная свита, бряцая оружием, поспешила за ним.

К чести Дудаева, своих угроз он не исполнил – Вахид Абубакаров продолжил работать в прокуратуре, собирать материалы о творившихся беззакониях. Спустя четыре года этот преданный служитель Фемиды стал прокурором, а затем и судьей Верховного суда Чеченской республики.

Географические ошибки

На стол президента положили пухлый том. Джохар Дудаев стал с интересом его листать:

– Что это?

– Это – Конституция независимой Чечни! – воскликнула генеральный прокурор Эльза Шерипова. – Она позволит нам жить по закону.

– А почему здесь в некоторых абзацах фигурирует не Чечня, а Судан? – удивился Дудаев. – Мы же не в Африке живем.

– Это опечатки, – пояснила прокурор. – Мы очень торопились и наспех скомпилировали документ из конституций разных стран. Здесь есть не только Судан, но и Эстония.

– Я очень люблю Эстонию, – заметил Дудаев, – однако я не хочу, чтобы чеченцы путали свою родину с далекой прибалтийской страной.

– Но нам нужно как можно скорее закрепить суверенитет в законе, – настаивала прокурор. – Народ устал, народ не может ждать.

– Как бы нам не оконфузиться с такой спешкой, – саркастически заметил Дудаев и потребовал исправить географические ошибки.

Загадки истории

Джохар Дудаев был уверен, что помимо своей конституции, независимое государство должно иметь и свою древнюю историю. Однажды он заметил, что Ноев ковчег, скорее всего, пристал не к армянскому Арарату или к турецкой Ал-Джуди, а к вершинам Кавказа, и его обитатели, включая самого Ноя, стали предками современных вайнахов. Тем самым своим спасением после всемирного потопа человечество обязано именно чеченцам.

В другой раз он высказал мысль, что такая великая религия, как ислам, скорее всего, возникла не в бедной аравийской пустыне среди кочующих племен, а в райском уголке земли, среди людей с высокой культурой общения и взаимного уважения. Таким райским уголком Дудаев считал родную Чечню, а ее коренных жителей – зачинателями исламской веры. В доказательство своих слов он указывал на предание, согласно которому около аула Гордали некогда возвышалась крепость, построенная пророком Зуль-Карнайном. Этот почитаемый в исламе пророк, упомянутый в восемнадцатой суре Корана, известен всему миру под именем Александра Македонского.

В конце концов, президент дал поручение муфтию:

– Вайнахи – такой же древний народ, как аравийцы и прочие жители пустыни. Надо скрупулезнее изучить вопрос происхождения ислама – не в чеченских ли горах зародилась вера в Аллаха?

Мудрый муфтий ни возражать, ни соглашаться не стал, руководствуясь принципом: «Говорить правду – боюсь Дудаева, говорить неправду – боюсь Аллаха».

Молитва как занятие

Джохар Дудаев искренне стремился познать родной край, проникнуться его историей и его верой. Однажды он поехал в паломническую поездку в селение Ведено. Здесь, на кладбище в Гуни, покоился прах матери великого чеченского святого Кунта Хаджи, а неподалеку струился родник с целебной водой, возникший после удара о землю посоха Кунта Хаджи.

Президент приехал сюда, чтобы поклониться этим святыням. Неожиданно в Ведено собрался стихийный митинг. Люди пожелали воочию увидеть легендарного чеченского генерала. Заметив толпу зевак, Дудаев рассвирепел: будучи военным человеком, он не терпел праздношатающихся бездельников.

– Что вы все митингуете? – закричал он. – Идите и молитесь три раза в день.

Свита пришла в ужас – президент не знает основных ритуалов ислама! Ведь мусульманину положено совершать намаз не три, а пять раз в день. Кто-то шепотом указал президенту на ошибку.

– Еще лучше, – воскликнул Джохар. – Молитесь пять раз в день – хоть чем-нибудь будете заняты!» Евгений Лукин.

(продолжение - https://dzen.ru/a/ZeHcli_Dm1Sg93ht )

-2