Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Шопоголики (2023 г.) французская трагикомедия о воскрешении мысли о порочности безграничного потребления от авторов 1+1.

Кадр из фильма "Шопоголики".
Кадр из фильма "Шопоголики".

Когда берёшь взаймы один раз, у родственников или друзей и отдаёшь в условленный срок, не чувствуя ничего, кроме удовлетворения от выполненного обязательства и данного слова, тебе не о чем тревожиться. Хуже, когда при этом ощущаешь упущенную выгоду, дескать, подождали бы ещё и так далее. Это тревожный сигнал, ведь невозврат долга испокон считалось бесчестным занятием. А теперь, когда быстро и очень просто получить кредит или заём, властям приходится принимать меры, пресекать подобные мысли граждан, утверждать законы, ограничивающие бесконтрольное кредитование, и, даже, мы теперь можем сами себе запретить брать кредит в будущем, лишь подмахнув несколько листочков в банке.

Парочка знакомых поневоле, Альберт «Цыплёнок» и Брюно «Депра», заядлые должники. Они торчат всем: банкам, микрофинансовым учреждениям, тестям, сёстрам, шуринам, бывшим и так по нескончаемому списку. Им нужна помощь, ведь катастрофическая закредитованность довела их до нижней социальной ступени. Один живёт в аэропорту и одновременно работает там, перебиваясь мелкими заработками за продажу конфиската, изъятого при посадке пассажиров. Второй распрощался со всем имуществом, отобранным приставами, лишился общения с ребёнком и своего существования в достатке. Такую поддержку они находят в лице ведущего тренинги Энри, указывающего как надо контролировать собственные расходы и объясняющий каждому встречному правила трёх «Мне это нужно?». Параллельно с займотерапией парни примыкают к ячейке экоактивистов, так начинается новая запись в их истории выздоровления.

Два режиссёра (Оливье Накаш и Эрик Толедано) ответственные за мегахит французского кино десятых годов 21 века, вообще одного из лучших драмеди того времени, снимали после 1+1 картины не хуже, которые не настолько мощно проникли в сердца миллионов, не так массово пошли в люди, что не отменяет художественных достоинств Самба, например, или Особенные. Не их печаль, что люди ждали чего-то подобного, такого же грустно-смешного, печально-обнадёживающего как 1+1. Они словно братья Дарденн, снимают обыденную жизнь с социальным акцентом, только через линзу с розоватой тонировкой, а не закопчёную, как у бельгийцев. Им интересны бытовые проблемы людей в сконцентрированном виде, такие, чтобы тронули каждого у экрана. Но так, чтобы любой узрел в их работе свет в конце тоннеля, надежду, оставив мрачный морок на потом. И делает этот тандем такое кино в лучших традициях высокого классического французского мейнстрима. Как и Шопоголики.

Кадр из фильма "Шопоголики".
Кадр из фильма "Шопоголики".

В настоящем переводе, не в локализации наших умельцев, название звучит как Тяжёлый год. Кино начинается кадрами поздравлений президентов Республики в разные годы (реверсия от наших дней до семидесятых годов прошлого века), в каждом из которых они, президенты, сетуют на «тяжёлый» год прошедший, или предстоящий. В контексте фабулы это создаёт необходимое настроение, ведь каждый из героев находится в том времени, когда говорят – «это самый тяжёлый год в моей жизни». И одновременно с этим создаётся пропасть между пониманием и масштабом проблем страны и отвечающего за неё человека, который про себя никогда не скажет в таком ключе, и простолюдинами, теми, кто голосует или не, но по своему, сермяжно, понимает такие слова в преддверии нового года.

Фильм касается нескольких прочных вопросов, которые пришла пора решать всем миром. Во-первых потребление, которое уже теперь обретает новые формы с популяризацией каршеринга, фудшеринга и много каких шерингов. Нам надо как-то умерить поглощение всего и вся и понять, чем меньше ненужных вещей мы содержим, тем больше времени остаётся для, действительно, ценного. Второй глобальный рефрен – экология. На самом деле взаимосвязанные вещи, но выделенные для удобства в самодостаточные. Когда, начиная со школы, детям талдычат о загазованности, грязной воде, мусоре и так далее, общество оглядывается как чеховский Астров на 50, 25 лет назад, и ужасается массовому истреблению (русских) лесов/природы. При этом создатели ввинчивают базовый шуруп, на который насаживаются эти монументальные вопросы, вечной темы отношений друзей и влюблённых. Именно такое совмещение, общечеловеческих проблем и не простоты понимания личностей, вероятно, и можно определить как фирменный почерк Накаша и Толедано.

В фильме ловко миксуют вечное и ежеминутное, когда в борьбе за будущее наших детей и внуков рождаются новые чувства здесь и сейчас, и этот фьюжн наполняет сердце удивительным позитивом, который не выветривается долгое время. А это и есть главная задача искусства – давать надежду, просвещать и приобщать к прекрасному. В тоже время нет ощущения груза, давящего не череп, когда хочется бросить сеанс и выбежать подышать свежим, пока ещё, воздухом. Здесь, как в лучших французских комедиях, очень неожиданный, но точный юмор. Без санузлов и спальных комнат, но местами настолько острый, что можно поранить чьё-либо самолюбие (Ты двойник Ангелы Меркель или крепостная?). Режиссёры не забывают о стремительном монтаже, который динамичнее многих блокбастеров, поэтому фильм в неполные два часа умещает значительно больше событий, чем какой-нибудь условный сериал про дружбу. Хотя, справедливости ради надо отметить, что бэкграунд героев очень размыт и при просмотре не хватает их предысторий.

Кадр из фильма "Шопоголики".
Кадр из фильма "Шопоголики".

Троицу главных персонажей играют замечательные Пио Мармай (Партос из новой постановки Дартаньяна), Джонатан Коэн (очень плодовитый лицедей) и Ноэми Мерлан (Тар, Париж: 13 округ). Они как в Сердца трёх или в Амстердам, только теперь, с нынешними реалиями, связаны накрепко, как наручниками прикованные и потерявшие ключи от них. Отличный подбор актёров, каждый из которых заполнит обаянием стадион, способствующий погружению и толкающий на влюблённость, в моём случае к Ноэми.

Шопоголики – кино, рассказывающее и показывающее как надо относится к проблемам, будь то зависимость кредитная или игровая, или спасение нашей планеты. Мы смотрим и понимаем, что совсем не обязательно доносить смыслы об угрожающих человечеству явлениях через чёрно-белые фильтры. Человек должен видеть свет, всегда, иначе с большей долей вероятности он сдастся. А данное произведение заставляет взять себя за волосы и вытягивать из болота вместе с лошадью.

PS: Матье Амальрик играет того самого наставника, который к тому же заядлый игроман, вход в казино которому запрещён навсегда и то, как он каждый раз старается обманом туда проникнуть, тема для отдельного кино.