Когда берёшь взаймы один раз, у родственников или друзей и отдаёшь в условленный срок, не чувствуя ничего, кроме удовлетворения от выполненного обязательства и данного слова, тебе не о чем тревожиться. Хуже, когда при этом ощущаешь упущенную выгоду, дескать, подождали бы ещё и так далее. Это тревожный сигнал, ведь невозврат долга испокон считалось бесчестным занятием. А теперь, когда быстро и очень просто получить кредит или заём, властям приходится принимать меры, пресекать подобные мысли граждан, утверждать законы, ограничивающие бесконтрольное кредитование, и, даже, мы теперь можем сами себе запретить брать кредит в будущем, лишь подмахнув несколько листочков в банке.
Парочка знакомых поневоле, Альберт «Цыплёнок» и Брюно «Депра», заядлые должники. Они торчат всем: банкам, микрофинансовым учреждениям, тестям, сёстрам, шуринам, бывшим и так по нескончаемому списку. Им нужна помощь, ведь катастрофическая закредитованность довела их до нижней социальной ступени. Один живёт в аэропорту и одновременно работает там, перебиваясь мелкими заработками за продажу конфиската, изъятого при посадке пассажиров. Второй распрощался со всем имуществом, отобранным приставами, лишился общения с ребёнком и своего существования в достатке. Такую поддержку они находят в лице ведущего тренинги Энри, указывающего как надо контролировать собственные расходы и объясняющий каждому встречному правила трёх «Мне это нужно?». Параллельно с займотерапией парни примыкают к ячейке экоактивистов, так начинается новая запись в их истории выздоровления.
Два режиссёра (Оливье Накаш и Эрик Толедано) ответственные за мегахит французского кино десятых годов 21 века, вообще одного из лучших драмеди того времени, снимали после 1+1 картины не хуже, которые не настолько мощно проникли в сердца миллионов, не так массово пошли в люди, что не отменяет художественных достоинств Самба, например, или Особенные. Не их печаль, что люди ждали чего-то подобного, такого же грустно-смешного, печально-обнадёживающего как 1+1. Они словно братья Дарденн, снимают обыденную жизнь с социальным акцентом, только через линзу с розоватой тонировкой, а не закопчёную, как у бельгийцев. Им интересны бытовые проблемы людей в сконцентрированном виде, такие, чтобы тронули каждого у экрана. Но так, чтобы любой узрел в их работе свет в конце тоннеля, надежду, оставив мрачный морок на потом. И делает этот тандем такое кино в лучших традициях высокого классического французского мейнстрима. Как и Шопоголики.
В настоящем переводе, не в локализации наших умельцев, название звучит как Тяжёлый год. Кино начинается кадрами поздравлений президентов Республики в разные годы (реверсия от наших дней до семидесятых годов прошлого века), в каждом из которых они, президенты, сетуют на «тяжёлый» год прошедший, или предстоящий. В контексте фабулы это создаёт необходимое настроение, ведь каждый из героев находится в том времени, когда говорят – «это самый тяжёлый год в моей жизни». И одновременно с этим создаётся пропасть между пониманием и масштабом проблем страны и отвечающего за неё человека, который про себя никогда не скажет в таком ключе, и простолюдинами, теми, кто голосует или не, но по своему, сермяжно, понимает такие слова в преддверии нового года.
Фильм касается нескольких прочных вопросов, которые пришла пора решать всем миром. Во-первых потребление, которое уже теперь обретает новые формы с популяризацией каршеринга, фудшеринга и много каких шерингов. Нам надо как-то умерить поглощение всего и вся и понять, чем меньше ненужных вещей мы содержим, тем больше времени остаётся для, действительно, ценного. Второй глобальный рефрен – экология. На самом деле взаимосвязанные вещи, но выделенные для удобства в самодостаточные. Когда, начиная со школы, детям талдычат о загазованности, грязной воде, мусоре и так далее, общество оглядывается как чеховский Астров на 50, 25 лет назад, и ужасается массовому истреблению (русских) лесов/природы. При этом создатели ввинчивают базовый шуруп, на который насаживаются эти монументальные вопросы, вечной темы отношений друзей и влюблённых. Именно такое совмещение, общечеловеческих проблем и не простоты понимания личностей, вероятно, и можно определить как фирменный почерк Накаша и Толедано.
В фильме ловко миксуют вечное и ежеминутное, когда в борьбе за будущее наших детей и внуков рождаются новые чувства здесь и сейчас, и этот фьюжн наполняет сердце удивительным позитивом, который не выветривается долгое время. А это и есть главная задача искусства – давать надежду, просвещать и приобщать к прекрасному. В тоже время нет ощущения груза, давящего не череп, когда хочется бросить сеанс и выбежать подышать свежим, пока ещё, воздухом. Здесь, как в лучших французских комедиях, очень неожиданный, но точный юмор. Без санузлов и спальных комнат, но местами настолько острый, что можно поранить чьё-либо самолюбие (Ты двойник Ангелы Меркель или крепостная?). Режиссёры не забывают о стремительном монтаже, который динамичнее многих блокбастеров, поэтому фильм в неполные два часа умещает значительно больше событий, чем какой-нибудь условный сериал про дружбу. Хотя, справедливости ради надо отметить, что бэкграунд героев очень размыт и при просмотре не хватает их предысторий.
Троицу главных персонажей играют замечательные Пио Мармай (Партос из новой постановки Дартаньяна), Джонатан Коэн (очень плодовитый лицедей) и Ноэми Мерлан (Тар, Париж: 13 округ). Они как в Сердца трёх или в Амстердам, только теперь, с нынешними реалиями, связаны накрепко, как наручниками прикованные и потерявшие ключи от них. Отличный подбор актёров, каждый из которых заполнит обаянием стадион, способствующий погружению и толкающий на влюблённость, в моём случае к Ноэми.
Шопоголики – кино, рассказывающее и показывающее как надо относится к проблемам, будь то зависимость кредитная или игровая, или спасение нашей планеты. Мы смотрим и понимаем, что совсем не обязательно доносить смыслы об угрожающих человечеству явлениях через чёрно-белые фильтры. Человек должен видеть свет, всегда, иначе с большей долей вероятности он сдастся. А данное произведение заставляет взять себя за волосы и вытягивать из болота вместе с лошадью.
PS: Матье Амальрик играет того самого наставника, который к тому же заядлый игроман, вход в казино которому запрещён навсегда и то, как он каждый раз старается обманом туда проникнуть, тема для отдельного кино.