Европарламент принял две резолюции с призывом к Евросоюзу незамедлительно ввести санкции против Азербайджана и приостановить действие меморандума о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнерству, укрепить мандат миссии ЕС в Армении, расширить ее состав и продлить срок действия.
Еще одним интересным моментом в резолюции является предложение "быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против политического и военного руководства Азербайджана, приостановить импорт нефти и газа в случае любой военной агрессии против Армении со стороны Азербайджана".
В Баку особым удивлением эту резолюцию не встретили, так как понимают, что брюссельская структура уже давно отличается своей предвзятостью и некомпетентностью.
Резолюции, с восторгом встреченные в Ереване
Необходимо отметить, что резолюции Европарламента носят рекомендательный характер и не так страшны, "как их малюют". В заявлениях предлагается быть готовыми ввести санкции, если Азербайджан совершит военную агрессию против Армении. Но, во-первых, Азербайджан неоднократно заявлял, что не собирается этого делать. А во-вторых, не было принято ни одной резолюции в течении 30 лет, когда Армения держала под оккупацией 20% территории Азербайджана.
В резолюциях также предлагается приостановить переговоры по соглашению о новом партнерстве с Азербайджаном. Буквально на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что в стране серьезно задумываются о полном выходе из Совета Европы в случае, если не будут полностью восстановлены ее права в организации. То есть Азербайджан сотрудничает с Европой по всем каналам на обоюдовыгодных началах, следовательно, пугать его возможной приостановкой развития отношений, как минимум, несерьезно.
Еще смешнее выглядит предложение о расширении наблюдательной миссии на границе Армении, причем с размещением ее и на границе с Турцией. Информация к размышлению для европейских парламентариев: количество европейских наблюдателей и так растет как на дрожжах, что уже не соответствует той договоренности, которая была достигнута с участием Азербайджана. С другой стороны, граница Армении с Турцией согласно международным договоренностям охраняется пограничниками России. Остается только догадываться, принято ли это предложение от незнания ситуации или оно является очередной провокацией в отношении России?
Время, место и возможная направленность резолюций
Антиазербайджанские резолюции принимаются одна за другой на фоне все большего разворота Еревана в сторону Запада – фактического отказа от участия в ОДКБ и резких заявлений армянского руководства в адрес Москвы.
Азербайджан же, напротив, продолжает углублять сотрудничество со всеми странами региона, в том числе и с Россией, что видно и по внешнеэкономическим показателям, и по уровню взаимодействия Баку с регионами РФ. Так, о подобном сотрудничестве говорили и на российско-азербайджанском межрегиональном форуме, который состоялся 28 февраля в российских Минводах. Случайно или нет, но именно в день проведения форума и были приняты резолюции Европарламента против Азербайджана.
Интересно, что резолюция также подразумевает ограничение прав российских пограничников, которых, к слову, в Армении пытаются вытеснить уже давно, что звучит в заявлениях различных политических деятелей, в том числе спикера парламента РА Алена Симоняна, которого уж никак не назовешь рядовым политиком.
За что борется Макрон?
Стоит отметить, что в настоящее время наблюдается расхождение во взглядах между президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером ФРГ Олафом Шольцем не только в контексте европейских вопросов, но и что касается внешней политики Брюсселя. Об этом свидетельствует реакция Шольца на слова Макрона о возможном размещении военных стран НАТО на Украине. Позиция канцлера намного более осторожная. При этом ни у кого не должно быть иллюзий, что кто-то из них выступает за мир на Украине. Основная задача обоих лидеров – продолжать войну с наименьшими для себя потерями в экономической, военной и политической сферах.
С экономической составляющей вопроса все понятно. Обе стороны хотят, чтобы при минимальных затратах можно было добиться больших успехов в военных действиях против России. И тут к месту будет заметить, что, по информации независимых источников, Германия предоставила или пообещала более 17 млрд евро на помощь Украине, а Франция – всего 640 млн евро. Данная политика пока позволяет обеим странам держаться на расстоянии и не вовлекаться в прямой военный конфликт с РФ, которого они опасаются.
Несмотря на относительно небольшие расходы в деле военной поддержки Киева, Макрон настойчиво пытается выставить себя основным европейским покровителем Украины, преуменьшая при этом "заслуги" Шольца. Очевидно, нарастает конкуренция Парижа и Берлина за роль лидера Евросоюза. Последние события на этом треке показывают, что несмотря на новые реалии, борьбу за первенство в этой локации никто не отменял, и она вступает в новую фазу. На данном этапе стороны усиленно используют украинскую карту, когда защита интересов Киева отнюдь не является решающим для них элементом. Гораздо важнее, кто из них окажется законодателем политической моды в Европе после окончания конфликта на Украине.
Именно в этом контексте можно рассмотреть и борьбу Парижа и Берлина за первенство в посредничестве между Азербайджаном и Арменией. Судя по последним событиям, Париж недоволен тем, что стороны согласились вести мирные переговоры при посредничестве Германии. Нельзя исключать тот факт, что инициаторами принятия антиазербайджанских резолюций в Европейском парламенте были силы, связанные с Парижем. И они же попытаются дестабилизировать ситуацию на границе Азербайджана и Армении.