Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Игры нравственного выбора" - а во что придумали сами дети - готовы поиграть?

«Детские» игры нравственного выбора В завершение смены, посвященной играм нравственного выбора, ребятам, прошедшим и «Кораблекрушение», и «Концлагерь», и «Чеченский плен», я предложил в качестве домашнего задания попробовать самим сочинить игру нравственного выбора. Любопытно было посмотреть, как все это в них преломилось, и какие творческие возможности в этой области могли быть ими проявлены. Я думал, в каком виде их вам «подавать». Решил – с минимальной, в основном синтаксической обработкой. Пусть останутся все темные места, неясности и неувязки. Нашей целью будет не методическая ясность, а срез творческих возможностей в области нравственного самоопределения. Перед описанием самой игры я просил ребят сформулировать ее цель. Помимо прояснения самой игры, это еще и тест на способность к педагогическому целеполаганию. Да, и по поводу некоторых экзотических названий. Дело в том, что для облегчения первоначальной «привязки» я предложил ребятам создать игровой банк случайных слов, а затем
Выбор
Выбор

«Детские» игры нравственного выбора

В завершение смены, посвященной играм нравственного выбора, ребятам, прошедшим и «Кораблекрушение», и «Концлагерь», и «Чеченский плен», я предложил в качестве домашнего задания попробовать самим сочинить игру нравственного выбора. Любопытно было посмотреть, как все это в них преломилось, и какие творческие возможности в этой области могли быть ими проявлены.

Я думал, в каком виде их вам «подавать». Решил – с минимальной, в основном синтаксической обработкой. Пусть останутся все темные места, неясности и неувязки. Нашей целью будет не методическая ясность, а срез творческих возможностей в области нравственного самоопределения.

Перед описанием самой игры я просил ребят сформулировать ее цель. Помимо прояснения самой игры, это еще и тест на способность к педагогическому целеполаганию.

Да, и по поводу некоторых экзотических названий. Дело в том, что для облегчения первоначальной «привязки» я предложил ребятам создать игровой банк случайных слов, а затем вытащить слово, которое и станет названием будущей игры. Но это условие не обязательно. Если слово дало первоначальный толчок – хорошо. Но вполне можно быть абсолютно непривязанным ни к каким «подсказкам».

Давайте взглянем, коллеги, на то, что получилось у наших детушек?

Дом

«Моя игра называется «Дом» (квартира).

Цель: выбрать друга, чтоб он с тобой жил, так как у него нет дома.

Опасность: если ты выберешь врага, а не друга, то враг тебя убьет.

Что надо: колода карт и минимум 15 человек.

Косяк: надо не показать ни кому карту, а то игра не удастся.

Как нужно поделиться: поделиться надо на 3 команды.

Описание: к примеру, 15 человек разделяются на команды по 5 человек. Двум командам дают по одной карте. Команды с картами становятся рядом друг с другом, так, чтобы образовались пары. В паре должен быть один друг и один враг. Друзья и враги: у друзей красные карты, у врагов черные.

Хозяин дома выбирает друга или врага, не зная об этом. Потом, когда он выбрал, он становится ровно, а выбранный, если он друг, то обнимает его (то есть хозяина), а если враг, то берет его за горло и делает вид, что душит». Женя.

Как вам, коллеги, игра пятиклассника Жени? Просто, но со вкусом, и кажется, все понятно. Надо только распределить пары «друзей-врагов» между «хозяевами домов» и дать время на убеждение в своей благонадежности. Игра, мне кажется, очень неплохо подойдет для разминок в области игр нравственного выбора.

Вирус «Енисей»

«Цель игры – определить, что для тебя важнее – жизнь друга или судьба человечества.

…Группа туристов, в числе которых вы и ваш друг, сплавляются по Енисею. На одном из бурных, горных потоков лодка переворачивается, и получается так, что в живых остаетесь только вы с другом. Выбравшись на берег, вы увидели пещеру. Вы добрались до нее и увидели внутри сундук. Вскрывает его ваш друг. В сундуке вы находите ценные камни (сокровища, если хотите), но тут же ваш друг заражается неизвестных вирусом. Вам нужно срочно принять решение, выбрав из двух вариантов:

1) убить друга, прекратив его мучения и предотвратить заражение других людей, в т.ч. не заразитесь и вы сами;

2) вы спасаете друга, наука открывает, возможно, еще неизвестный вирус, но могут заразиться многие люди». Женя.

Да, цель уже подразумевает очень серьезный нравственный выбор, но боюсь, что в таком виде игра будет провоцировать на безусловное спасение друга.

Какие могут быть варианты «обострения» выбора? Может, в сундуке есть и экспериментальная вакцина от вируса, но только на одного человека, и в предупредительной записке сказано, что, если заразившийся не умрет, то он неизбежно начнет заражать и других людей, и спасать их будет нечем.

Другой вариант – «классический»: заразились двое, а спасти можно только одного.

Еще один вариант, может, самый реальный – друг все-таки умирает, и ты решаешь, что делать с телом. Закопать или даже сжечь во избежание опасности заражения, или все-таки сохранить и отправить домой, чтобы родственники могли с ним попрощаться.

Долг

«Представьте себе, что у вас случилась какая-то беда. Вы уже все перепробовали, но денег так и не появилось. Тогда вы решаетесь на крайний поступок – ограбить банк. Но вот вы узнаете, что в городе есть состоятельные люди, которые могут вам помочь. Вы идете к одному из этих людей и просите занять деньги. Если он занимает, то вы решаете все свои проблемы, а если он не занимает, то вы все-таки решаетесь ограбить банк, за что вас на много лет посадят в тюрьму.

Игра проходит так. Перед началом игры всем раздаются карты. Человек, который выпал по коробочке, выбирает человека, у которого, как он думает, красная карта, это и есть тот, который займет деньги. Цель игры – понять, у кого красная карта. В этом и заключается нравственный выбор». Дима.

Гм? Нравственного выбора как раз в таком виде и нет. Это психологический выбор, основанный на наблюдательности.

Как его ввести? Может, создать его для «богачей», имеющих красные карты? Тогда людей, к которым можно обращаться за помощью, должно быть немного, чтобы к ним обращались по нескольку человек. Пусть все они сначала доказывают, что у них нет никаких денег, затем «просящие» распределяются по «богачам». Сначала выяснится, кто не ошибся в своем выборе, обратившись именно к «богачу», тому, у кого была красная карта. А потом пусть «богачи» выберут из всех тех, кто просил их о помощи, только одного и объяснят свои мотивы.

Остров

«Для примера возьмем 24 человека, разделим их на 3 команды по 8 человек.

Представим ситуацию. Корабль потерпел крушение, все добрались до близлежащего острова, но стало известно, что помощь, возможно, находится на другой стороне острова (это может быть деревня, база отдыха и т.д.)

Есть три варианта:

- можно дойти до спасателей по берегу. Это займет 4 дня. У вас нет еды, может случиться шторм, сил нет, а путь длинный. Но зато есть безопасность.

- можно пойти по пещере – 3 дня. Но можно заблудиться или попасть в ловушку, при всем этом не нападут животные, и путь длится 3 дня.

- можно пойти напрямик – 2 дня. Опасностей – великое множество (бабуины, животные, ловушки, плохая погода), но тогда вы точно успеете до отъезда спасателей.

Все это сообщает ведущий. Как только команды выбрали путь, они начинают немного это инсценировать, а ведущий придумывает препятствия. Например: 4 часа дня – штормовой ветер и т.д.

Цель: добраться до другой стороны острова в полном составе до отъезда спасателей. А также соревнование команд, но победит только одна». Люда.

Ну, что ж, по замыслу игра грандиозная, но отсюда же и вытекают возможные проблемы. Одному ведущему просто невозможно будет адекватно «вести» все три команды. Здесь нужно минимум три ведущих-игротехника, которые будут прикреплены к каждой команде. Но и при этом каждому из них нужно уже заранее продумать все варианты вводных и логику их введения. Главному ведущему тогда можно будет сосредоточиться на определении степени эффективности каждой команды. Критерии этой эффективности, по которым будет определена команда-победитель, тоже нужно продумать заранее и объявить перед началом игры.

Любовь

«Цель игры – понять, какое слово у партнера.

Ход игры: 1) Каждый пишет на свою букву слово. 2) Затем все кладут в банк свое слово. 3) Все берут по одному слову. 4) Это слово никому нельзя показывать. 5) Мальчик выбирает девочку. 6) Каждый в паре общается, причем каждый должен упомянуть то слово, которое ему попалось, два раза. 7) Партнер должен записать это слово. 8) Каждый отмечает то слово, которое отгадал +, а не угадал - . 9) Победитель – тот, кто отгадает слова самое большее раз. 10) Нравственный выбор проявляется в том, кого из девочек мальчишки будут выбирать». Катя.

Ну, что ж, в десятом пункте Катя выявляет свое понимание нравственной нагрузки этой игры. Для шестиклассницы это очень даже неплохо.

Челюсти

«Цель игры: научиться чувствовать людей, проверить свои способности проницательности.

Правила игры:

Всем достаются карты. Кому достаются черные карты, те – больные зубы, красные – здоровые. Все убеждают ведущего стоматолога, что они – здоровые зубы. Ведущий-стоматолог должен найти и вылечить больной зуб. Если ему не удается вылечить больной зуб, т.е. врач выбрал здоровый зуб, то соседи больного зуба тоже заболевают. Если заражается более 3-х зубов, то врач проиграл. Так же он может попробовать вылечить 3 зуба. Требуется для игры 9 человек – 8 зубов и один врач». Мурат.

Точнее эту игру можно было назвать – «Кариес». Нравственный выбор здесь еще более сомнителен, чем в предыдущей игре, но такое уж слово досталось Мурату.

Зачет

«Заставка: ваш друг не сдал зачет, но просил не говорить родителям. При встрече с родителями наедине вы решаете, сказать или нет.

Ход игры: «просьба друга», «разговор с родителями», «разговор с родителями наедине».

Кульминация: «Что вы выберете при разговоре с родителями: правду или обещание?».

Последействие: «Почему я так сделал и трудно или нет?»». Таня.

У Тани подкупает четко прослеживаемая и строго выверенная логика игры. Да и нравственный выбор, в общем-то, достаточно серьезен. Единственный недостаток –«тонкая» игровая «оболочка», что может привести к быстрой потере интереса к игре. Но если играющих немного или они сильно мотивированы интересом к ситуации, игра может вполне оправдать свою специфику именно как игра нравственного выбора.

А напоследок я оставил лучшую, на мой взгляд, игру. Еще во время дачи задания я мотивировал ребят обещанием выделить победителя. И свое обещание сдержал. Именно эта игра мною была признана лучшей. Вы можете не согласиться со мной, коллеги. Но ее я выбрал не по глубине нравственного выбора (самые глубокие в этом плане, на мой взгляд, были – «Вирус «Енисей» и «Зачет»), а по продуманности и широте нравственного выбора, в котором участвуют играющие «с обеих сторон». Судите сами…

Соня

«В эту игру можно играть с мамами, папами, братьями, сестрами, дядями и с прочими родственниками.

Итак, игра.

Если ваш родственник должен уже через 20 минут быть каком-нибудь важном месте, а он еще спит, потому что будильник сломался или сломали, но надо срочно будить.

Тут вступает нравственный выбор: у будящего есть три варианта:

1) Аккуратно растолкать спящего и тихо, не крича, сказать «вставай» или «просыпайся» - на выбор.

2) Заводите будильник, ставите на нынешнее время. Когда он зазвенит – подставьте к уху спящего, пока тот не проснется.

3) Надо аккуратно подойти к кровати и громко заорать прямо в ухо спящему: «Вставай, подлюка! Тебе куда надо идти? Ты зачем будильник выключил! Б…. ты такая! С…. е…….!» и т.д.

А у спящего тоже есть нравственный выбор.

При варианте I можно:

- сказать «привет», «с добрым утром», «ох, ни фига себе, сколько времени!» и то же самое, только нецензурный вариант;

- отвернуться в другую сторону и сквозь сон сказать: «Мои запонки на столе» или другую чепуху.

При II-м и III-м вариантах вы имеете тоже какой-никакой, но нравственный выбор – покорно встать с кровати, унизив себя. Или другое – вы имеете полное право разбить морду будящему, ибо здоровый сон со счастливым пробуждением – это залог хорошего дня.

Вы в этой игре можете выполнять роль и того, и другого игрока. Желаю вам сделать правильный выбор! Желаю удачи!». Леша

В игре, на мой взгляд, оптимальное сочетание игровых и нравственных стимулов.

Интересный нюанс. Досталось ли слово Леша случайно, или он сам придумал это название и игру под него – не суть важно. Интересно, что сама тематика очень близка Леше как личности. В школе он уже стал «притчей во языцех» со своими опозданиями и «просыпаниями». Видимо этой «личной заинтересованностью» и объяснятся успешное творчество по созданию этой игры.

Заключение

В заключение нашей книги я предлагаю вам, коллеги, познакомиться с тем, что думают об играх нравственного выбора сами ребята – реальные, а не виртуальные участники рассмотренных нами игр. Согласитесь, что их мнение, в конечном счете, решающее, если мы рассматриваем педагогическую целесообразность применения данных игр.

В конце смены, посвященной играм нравственного выбора, я и дал ребятам домашнее задание «Что я думаю об играх нравственного выбора?».

Давайте рассмотрим обобщающие мнения наших детей.

«Все игры нравственного выбора были просто super!

Вообще, надо проводить такие игры. Ведь они развивают человека, учат делать выбор в сложных ситуациях. Все это может помочь в дальнейшем, в будущем, когда будет стоять вопрос ребром.

Мне очень понравились дни Жени Ю. (Напомню, Женя организовывала игру «Альпинисты» и вела «День нравственного выбора». Они имели четкий смысл и жесткие правила – «да» или «нет». И вообще, большое спасибо Жене. Она своими играми научила меня делать экстренный выбор.

Обалденный день провели Вадим и Юра – «Концлагерь». Но в реальной ситуации я все равно выдал бы дату. И вообще, большое спасибо всем ветеранам за их дни…» Мурат.

Итак, Мурат ясно обозначает успех именно развивающих целей этих игр. Обратили внимание, как он до сих пор остается в состоянии «самооценивания»? Трудно придумать более яркое указание на познавательную сторону игр нравственного выбора.

И, наконец, Мурата особенно привлекает уровень «самоуправления», то, что многие игры проводили наши ветераны, что свидетельствует о высоком уровне самоорганизации коллектива. Мы с вами, коллеги, уже говорили о важности высокого уровня развития коллективных отношений для успешного проведения подобных игр. В подтверждение этого тезиса давайте дочитаем итоговую работу Мурата до конца:

«Лагерь друзей до того прекрасен, что простыми словами свое восхищение мне трудно передать. В этом лагере я познакомился и подружился со многими. Коллективом я просто восхищен. Наконец появился новый целеустремленный и дружный коллектив в отличие от «старичков». Я бы очень хотел попасть в лагерь в следующем году и именно в этот круг людей.

Лагерь друзей «Звездочка». Best! Super! For ever! До бесконечности SUPER!»

Упоминанием о «старичках» Мурат, видимо, имеет в виду прошлую смену, где между ними были некоторые трения на почве любовных «треугольников».

Но вернемся к оценке игр.

«Я редко сталкивалась с играми нравственного выбора. Для меня эти игры сложны. Они помогают узнать человеку себя и окружающих. Мне помогли эти игры. Практически каждый день, проведенный в лагере, мы делали выбор. Для меня самым запоминающимся был день концлагеря. Юра постарался. Каждая из игр была очень интересной. Я действительно почувствовала в лагере присутствие игр с нравственным выбором». Света.

Света – первочок, и не зря отмечает «сложность» игр, с которыми ей пришлось столкнуться. Опять же отметим след, оставленный «Концлагерем», который стал, без сомнения, яркой и важной страницей жизненного опыта. Ну, и нравственная сторона не осталась для Светы неосознанной. Для нравственного сознания растущей личности это не может не быть очень важным.

«Я думаю, что в играх с нравственным выбором, этот выбор делать очень сложно. Если вспомнить день концлагеря (хотя я в этот день была у солнышек), то это было унизительно. Я считаю, что игры с нравственным выбором не должны доходить до унизительности. Все остальные игры были хорошими». Катя.

Все-таки интуиция меня не подвела. Катя была одной из двух лагерников-первочков, в способности которых к адекватному «перенесению» «Концлагеря» я сомневался и которых отправил в «Солнышко». Но удивительно, что, несмотря на это, Катя выделяет именно эту игру. Хотя в принципе это объяснимый психологически феномен «виртуального присутствия», когда человек мысленно ставит себя в описанное с чьих-то слов положение и ужасается, не испытав это положение в действительности. Косвенно это подтверждается тем, что никто из реальных, а не виртуальных участников игры об «унижении» больше не вспомнил.

«Игры, которые проводились в нашем лагере, помогли мне узнать о себе больше, чем я знала до лагеря. День альпиниста помог мне узнать, что я не такая уж и добрая. На дне концлагеря я вообще выяснила, что гордости во мне больше, чем всего другого вместе взятого…. Этот лагерь был направлен на познание себя, и я думаю, что эту цель я выполнила безотказно». Люда.

Друзья, вы помните описание моего больничного опыта с эндоскопом? Вспомнить об этом, мне кажется, сейчас очень к месту. Видите, как много Люда узнала и поняла в себе, осмысливая те ситуации, когда поднимала жезл, становясь «черным» магом, когда отказалась встать на обращение «задница!» и была «расстреляна» после этого?

«Игры нравственного выбора – это одна из лучших сторон лагеря, а еще это очень полезная вещь. Такие игры реально помогают разобраться в себе, оценить свой взгляд на мир, понять свои нравственные ценности. Поэтому я считаю, что они необходимы. Но в играх нравственного выбора нужно знать ту тонкую грань, переступать которую просто нельзя. Ведь иногда может возникнуть очень сильное эмоциональное потрясение, или же человеку может быть резко неприятно какое-то действие над ним. И это уже задача ведущего – продумать все тонкости игры, подобрать ее под коллектив и предугадать возможные последствия». Женя.

Я сам бы мог подписаться под этими словами, и важно, что это слова той Жени, которая проводила и «Альпинистов», и «Плен у боевиков», то есть сама выступала в роли ведущего, балансирующего на «тонкой грани» педагогической допустимости. Женя с честью справилась с этой непростой ролью, чего я желаю и вам, дорогие коллеги, когда вы будете проводить подобные игры со своими подопечными.

И в заключение – работа Тани, в которой как в капле воды отразились главные достоинства и сложности рассмотренных нами игр нравственного выбора:

«Нравственные выборы в играх мне было делать тяжело. Обычно, когда надо было выбрать одного человека, у меня было 3 кандидатуры. В этом была сложность. Но меня также выбирали, и это приятно. А вообще тема этого лагеря хорошая и удачная. Мы все проверили себя. Только кто-то в младшем возрасте, а кто-то в старшем. Думаю, за эти дни все поняли и осознали трудности нравственного выбора, все почувствовали, как сердце рвется в одну сторону, а логика вместе с умом в другую. Надеюсь, хоть один раз вы это почувствовали. Наверное, мы много взяли от этого лагеря и поистине познали и проверили себя. Было столько чувств, столько эмоций, которые в обычной обстановке вряд ли испытаешь. Была особая атмосфера. Спасибо за все, что вы нам дали и за все, чему научили».

Последние слова с полным правом можно отнести ко всем участникам лагеря, разделившим все «тяжести» игр нравственного выбора и давшим друг другу ни чем незаменимый опыт проживания и «научения». А раз «научение» состоялось, и состоялось в важнейшей области человеческих ценностей – сфере нравственного сознания, то будем считать педагогическую цель игр нравственного выбора достигнутой, а целесообразность использования данных игр вполне оправданной.

Успехов вам, коллеги, на этом многотрудном, «опасном», но таком захватывающем и полном педагогических открытий пути!

начало - здесь