Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"На пути в Берлин" (СССР, 1969), "Белый Бим – Черное ухо" (СССР, 1977), "Александр Невский" (СССР, 1938): "за" и "против"

На пути в Берлин. СССР, 1969. Режиссер Михаил Ершов. Сценаристы: Кирилл Рапопорт, Борис Васильев, Юрий Чулюкин. Актеры: Василий Краснов, Николай Трофимов, Геннадий Карнович-Валуа, Степан Крылов, Сергей Дворецкий, Антонина Шуранова и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Ершов (1924–2004) поставил 16 фильмов разных жанров. В начале своей режиссерской карьеры он увлекался мелодрамами, а в середине 1970–х экранизировал масштабный роман А. Чаковского «Блокада»… Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у М. Ершова вошли четыре фильма («После свадьбы», «Родная кровь», «На пути в Берлин» и «Блокада»). Однако самой успешной картиной Михаила Ершова стала мелодрама «Родная кровь».

Действие военной драмы «На пути в Берлин» разворачивается весной 1945. На старшего лейтенанта Зайцева (роль которого сыграл талантливый актер Николай Трофимов), назначенного военным комендантом немецкого города, обрушивается масса проблем и забот…

Эту картину по-доброму вспоминают сегодняшние зрители:

«Незаслуженно забытый прекрасный фильм о последних днях войны. Прекрасная постановка и великолепная игра всех актёров, особенно, Николая Трофимова – его сцены со слоном, и.о. коменданта города, председателя жюри по оценке номеров варьете – настолько комичны, насыщены добрым тёплым юмором, что даёт зрителю возможность забыть, что война всё ещё продолжается» (Воланд).

«Очень хороший фильм, цельный, с достоверными характерами. Исключительно удачное соединение хроникальных кадров с постановочными. Трофимов какой замечательный. Да ни к кому из актёров претензий нет. Как не хочется умирать, когда до Победы уже несколько шагов, вот она, на соседней улице. И как тяжело выбирать между солдатским долгом и желанием жить» (С ветром).

Киновед Александр Федоров

-2

Белый Бим – Черное ухо. СССР, 1977. Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий (по одноименной повести Г.Н. Троепольского). Актеры: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук и др. 23,1 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 22,1 млн. зрителей).

Режиссер Станислав Ростоцкий (1922–2001) – один из фаворитов советских зрителей. Из одиннадцати его полнометражных игровых фильмов восемь («А зори здесь тихие…», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Земля и люди», «Эскадрон гусар летучих», «Белый Бим – Черное ухо», «И на камнях растут деревья») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Круг почитателей повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» гораздо шире аудитории, состоящей из собаководов-любителей. Сентиментальная история об одиноком хозяине с больным сердцем и о его преданном псе была рассказана на метко выписанном бытовом фоне, где Добро и Зло, как лакмусовые бумажки, проявлялись по отношению к четвероногому созданию с грустными черными глазами.

Экранизируя повесть, Станислав Ростоцкий не побоялся использовать «запрещенные приемы» воздействия на зрителей. Ну, кто, скажите, сможет спокойно смотреть на экран в эпизоде, где лапа бедного Бима попадает между рельсами, а издали уже надвигается поезд? А сцена, где благородный персонаж Вячеслава Тихонова, обессиленный, больной, лежит на кровати, а его верный друг не подпускает к нему врачей «Скорой помощи»?

Словом, режиссерский расчет оказался точным: общество не могло не откликнуться на мелодраматические повороты «Белого Бима...», и только за первый год демонстрации этот двухсерийный фильм посмотрело свыше двадцати миллионов зрителей...

Драма «Белый Бим – Черное ухо» – яркий пример одинаково теплого приема фильма – как кинопрессой, так и массовой аудиторией.

Кинокритик Наталья Зеленко писала в «Спутнике кинозрителя», что «наверное, фильм так трогает нас еще и потому, что каждом человеке живет глубоко спрятанная тоска по такой вот верности, по преданности и привязанности именно такой силы, когда ни пить, ни есть, а только любить, ждать и надеяться... Главную роль в фильме исполняет один из самых популярных актеров советского кино Вячеслав Тихонов. В своем герое он подчеркивает прежде всего интеллигентность и душевную тонкость. Вячеслав Тихонов работает здесь так, как может работать только очень большой мастер — сдержанно и умно, тактично и самоотверженно, и его мастерство окрашивает фильм добрым, всепонимающим и горестным светом» (Зеленко, 1977).

Кинокритик Армен Медведев (1938-2022) писал в журнале «Искусство кино», что «фильм «Белый Бим – Черное ухо» покоряет той полнотой и свободой творческого дыхания, которое появляется у художника лишь при встрече с материалом жизни, кровно близким ему по сути и духу. В этом фильме, кажется мне, пересеклись и сомкнулись многие линии, обозначавшие на протяжении всех двадцати лет творческой жизни искания, стремления и помыслы Станислава Ростоцкого. … Проблематика повествования о Белом Биме выходит далеко за пределы забот об экологическом запасе прочности нашего мира. Она связана впрямую с беспокойством художников о духовном здоровье, о нравственном «запасе прочности» современного человека. И беспокойство это я бы определил как лейтмотив творчества С. Ростоцкого, объясняющий внутреннюю закономерность его обращения к повести Г. Троепольского» (Медведев, 1978: 23, 30).

Размышляя далее о причинах зрительского успеха «Белого Бима…», Армен Медведев приходил к выводу, что «в определенности и … элементарности нравственного посыла фильма выражен, в конечном итоге, его общественный, социальный пафос, благодаря которому история Бима задела, разворошила душевный покой млн. читателей и зрителей. По–видимому, нам в нашей повседневности необходимы такие вот инъекции доброты и сердечности, необходима встряска созерцанием чужой беды и боли в самых очевидных и обыденных их проявлениях» (Медведев, 1978: 34).

Удивительно, что на этом фоне положительных рецензий «Экран 1977–1978» осмелился (и, думается, справедливо) покритиковать вошедшего к тому времени в когорту «неприкасаемых» С. Ростоцкого. О картине «Белый Бим – Черное ухо» а ежегоднике написано буквально следующее: «В своем желании показать, к чему приводит небрежение и неприятие человеком тайных и явных законов живой природы, создатели фильма, что называется, пережали, убрав тот воздух, которым дышала прозы Гавриила Троепольского. Жесткий фильм в некоторых своих частях стал жестоким, почти истязающим нервы зрителя» (Марченко, 1979: 101).

Мнения современных зрителей об этом фильме порой полярны:

«Как и многие, с детства смотрела "Бима" кусками, в целом знала историю, но никак не набиралась мужества посмотреть от и до. Один раз набралась. Думаю, что больше не смогу. Ростоцкий.... Каким же мощным талантом должен обладать режиссер, чтобы снимать такие картины, которые разрывают на части и навсегда врезаются в память. Это я о "Биме" и "Зорях...". Я обожаю все фильмы Ростоцкого, но эти два в этом смысле стоят особняком» (Лика).

«Людям, которые любят животных, этот фильм особенно близок! Очень трогательный! (Зритель).

«Белый Бим…» – отвратительный фильм! Интеллигентный хозяин истинный мизантроп. Предпочитал обществу злых мерзких человеков (других–то не существует) общество собачки. За всю жизнь этот добрячок не нашел ни одного более–менее адекватного человека, которому можно было бы доверить в случае чего выгуливать свою псину (ответственность–то какая, как можно довериться этим гнусным людишкам?) И вообще не люблю, когда меня пытаются разжалобить и выдавить слезу. Считаю, что собака должна гулять с хозяином и на поводке и в наморднике, а если она бродяжничает, то лучше такую ликвидировать. Какой бы собачка умной ни была хозяин должен нести за нее ответственность!» (Соледад).

Киновед Александр Федоров

-3

Александр Невский. СССР, 1938. Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев. Сценаристы Пётр Павленко, Сергей Эйзенштейн. Актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Василий Новиков, Николай Арский и др. 23,0 млн. зрителей (по другим данным – 30 млн. зрителей).

Самый знаменитый советский режиссер Сергей Эйзенштейн (1898–1948) поставил семь полнометражных игровых фильмов, некоторые из которых («Броненосец «Потемкин», «Стачка», «Иван Грозный») до сих пор изучают на кинофакультетах в различных университетах мира. Но в тысячу самых кассовых советских кинолент сумел войти только «Александр Невский».

Режиссер Дмитрий Васильев (1900–1984) поставил десять полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Александр Невский», «Над Тиссой», «Операция «Кобра», «Тайна вечной ночи», «Они шли на Восток») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Судьба сложилась так, что «Александр Невский» стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна, вышедшем в прокат в 1930-е. Опора на актерский типаж, «вертикальный монтаж» и «монтаж аттракционов», свойственные немому кинематографу Эйзенштейна, уступили здесь место откровенной киноопере, в которой, правда, не было арий, но зато мощно звучала музыка Сергея Прокофьева.

При этом исполнитель роли князя Александра Невского Николай Черкасов считал, что Эйзенштейн хотел поставить картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Черкасов Н.К. Записки советского актера. М., 1953. С.124). Не случайно фильм воспринимался в те годы, как намек на грядущее военное столкновение с Германией, которой надлежало дать достойный отпор...

Однако ни костюмная театральность, ни условность фактуры (в силу производственной необходимости многие зимние сцены картины пришлось снимать летом) не помешали Сергею Эйзенштейну развернуть на экране впечатляющие батальные сцены. Особенно эффектно было снято знаменитое побоище на Чудском озере , унесшее под коварный лед тяжеловесных псов-рыцарей... А знаменитая фраза Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» в 1940-х превратилась в боевой лозунг...

В год выхода «Александра Невского» на экран Виктор Шкловский (1893–1984) писал, что «фильм превращается в историю, зрительный зал как будто сам участвует в погоне, погоня бесконечна, яростна, ее размах объясняется внутренней силой картины. Здесь разрешается чувство праведного возмездия за истребленный Псков, за надменную тупость, за вероломство врага. … Кончается фильм показом грозной силы русского войска, стоящего наготове. Вдохновение фильма стало единым. Лента богатырская, она снята с буслаевской силой, но сила эта служит народу так, как служил Васька Буслаев родине на ледовом поле. Молодой, вдохновенный Сергей Эйзенштейн служит этой картиной народу, он любит народ. Великодушная ярость картины, высокая ее любовь к родине принадлежит нам всем. Эдуард Тиссэ, наш друг, человек, которым мы гордимся, мастерски заснял фильм. Еще одно слово о Сергее Прокофьеве. Музыка долго жила на краю киноленты. Сейчас лента дышит музыкой» (Шкловский, 1938).

Спустя тридцать лет в «Краткой истории советского кино» отмечалось, что это «фильм сложился как исторический и оборонный. Грозные события из русской истории… как бы сопоставлялись с современными событиями – надвигающейся фашистской агрессией. … «Александр Невский» отличается простотой и ясностью режиссерских решений, вполне соответствующих положенным в его основу идеям. … В показе вражеского лагеря преобладает графическая манера – аскетическая, суховатая, локальная. Рыцари почти безлики. … В противовес тевтонам мир русских героев подается в свободной живописной манере… Среди них самый молодой и самый светлый – Александр Невский… Кульминационный момент – сцены Ледового побоища. Это драматургический, идейный центр фильма… Режиссер, композитор достигают здесь исключительного мастерства» (Грошев и др., 1969: 280–281). Грошев и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

Сегодняшним зрителям «Александр Невский», как правило, нравится:

«Бесспорно, это Великий фильм о Великом человеке! … Не забывайте что речь идет не только о великом полководце, но и человеке причисленному к лику святых! … Ну и конечно фильм агитационный, ибо призывает к героизму и патриотизму» (Кинозритель).

«Фильм очень сильный, а точнее – Великий. Всё сошлось удачно: режиссёры, сценарий, состав актёров, потрясающая музыка и русские пейзажи. Я множество раз смотрела картину, но не устаю от неё. А самое главное – буду продолжать пересматривать. … Фильм задевает исконно русские струны души и воспитывает любовь к Родине» (Нина).

Я обожаю этот фильм за эпический образ русского характера, за то вдохновение и любовь к Отчизне, которые находят глубокий отклик в моём сердце. Восхищаюсь Николаем Черкасовым, который создал образ Русского Витязя из сказок, защитника Земли Русской. Этот фильм уже не принадлежит своему времени, ему уготована жизнь в веках, пока жива Русь, а жить она будет вечно» (Галина В.).

«Все обсуждения в сети интернет этого прекрасного фильма сводятся к двум точкам зрения. Преимущественно западный зритель пытается выяснить пропаганда ли это? Другая часть зрителей называет фильм безусловно гениальным и эпическим. Пытаясь выяснить истинный смысл картины, современный зритель стоит перед дилеммой: признать пропагандой, т.е. отчасти выдумкой и искажением реальности или смириться. Повторюсь, фильм предельно реалистичен именно в изображении любви русского народа к своей Родине, и оказался сто процентным пророчеством грядущей победы над нацистской Германией. Гитлер ведь тоже думал, что это пропаганда. А оказалось – суровая правда» (Гость).

Киновед Александр Федоров