Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Приваловские миллионы" (СССР, 1973), "Решающий шаг" (СССР, 1966), "Сибирячка" (СССР, 1973): "за" и "против"

Решающий шаг. СССР, 1966. Режиссер Алты Карлиев. Сценарист Игорь Луковский (по одноименному роману Б. Кербабаева). Актеры: Баба Аннанов, Жанна Смелянская, Владимир Краснопольский, Борис Петелин, Артык Джаллыев, Алты Карлиев и др. 23,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алты Карлиев (1909–1973) за свою творческую карьеру поставил шесть полнометражных игровых фильмов, два из которых («Решающий шаг» и «За рекой – граница») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Тема революции, гражданской войны и басмачей была излюбленной в кино советских среднеазиатских республик. Оно понятно, десятки млн. зрителей СССР очень трудно было привлечь в кинотеатры историями о перевыполнении социалистических обязательств по сбору хлопка…

Отсюда неудивительно, что проникнутый пафосной идеологией «Решающий шаг» долгое время считался своего рода красным знаменем туркменского кино.

К примеру, в журнале «Искусство кино» спустя одиннадцать лет после премьеры этой ленты с гордостью подчеркивалось, что «самым значительным вкладом туркменского кино в тему революции является двухсерийная киноэпопея Алты Карлиева «Решающий шаг»… То озарение, что помогло пионерам Советской власти в Туркмении преодолеть перевал истории, поверив в правду Ленина, и сегодня не померкло в мире идейных, нравственных ценностей моих современников» (Нарлиев, 1977: 94).

И хотя «Решающий шаг», мягко говоря, нечастый гость нынешних телеэкранов, некоторые зрители его все еще помнят добрым словом: «Замечательный фильм. Один из самых моих любимых. Смотрится на одном дыхании. В фильме показана красивая любовь, трудная жизнь туркменов в первые десятилетия прошлого века. Великолепная игра красивых артистов. Нет ни одного проходного кадра» (Альфия).

Киновед Александр Федоров

-2

Сибирячка. СССР, 1973. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Афанасий Салынский (по собственной пьесе «Мария»). Актеры: Валерия Заклунная, Евгений Матвеев, Роман Громадский, Ольга Прохорова, Римма Маркова, Софья Пилявская, Фёдор Одиноков, Нина Сазонова, Олег Анофриев, Вадим Спиридонов и др. 23,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Потерявший после своих лучших работ («Председатель», «Бабье царство», «Директор») творческую форму Алексей Салтыков в 1970–е годы пытался снимать «народное кино», делая ставку на популярных актеров. Судя по кассовым сборам вполне заурядной производственной драмы «Сибирячка», это часто ему удавалось.

В годы выхода «Сибирячки» кинокритик Виктор Демин (1937–1993) отмечал, что сюжетные повороты этого фильма «не могут похвастаться особой новизной», а самое интересное в картине – актерский дуэт Е. Матвеева и В. Заклунной (Демин, 1973).

Мнения сегодняшних зрителей о «Сибирячке», как это часто бывает, резко расходятся:

«Гениальный фильм гениального Салтыкова о великом советском человеке–труженике и человеке–творце» (А. Азеф).

«По правде говоря, этот фильм давно и безнадежно устарел. Казенный соцреализм в самом чистом виде – воспевание партийного начальства в формах, доступных его пониманию. Жалко Салтыкова – после таких выдающихся фильмов, как "Председатель" и "Бабье царство" опустился до роли ремесленника–конъюнктурщика» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-3

Приваловские миллионы. СССР, 1973. Режиссер Ярополк Лапшин. Сценаристы Виктор Смирнов, Игорь Болгарин, Ярополк Лапшин (по одноименному роману Дмитрия Мамина–Сибиряка). Актеры: Леонид Кулагин, Владислав Стржельчик, Людмила Хитяева, Андрей Файт, Людмила Чурсина, Юрий Пузырёв, Григорий Шпигель, Любовь Соколова, Александр Демьяненко, Людмила Шагалова, Валентина Шарыкина, Игорь Ясулович, Евгений Евстигнеев, Станислав Чекан и др. 23,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ярополк Лапшин (1920–2011) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, две из которых («Игра без правил» и «Приваловские миллионы») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. К этому можно добавить и значительный успех у зрителей его телефильма «Угрюм-река».

В год выхода «Приваловских миллионов» в прокат кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937–1993) писала, что «зрителю, не читавшему книгу или забывшему ее, поначалу будет трудно разобраться во взаимоотношениях этих разных героев, в сложной путанице взаимных обманов, деловых связей, семейных историй, в подробностях этого густого, купеческого, провинциального, плотно забитого вещами душного быта, где много пьют, швыряют на ветер золото и считают копейки, унижают и унижаются друг перед другом. … Фильм подробно показывает, как одна за другой рушились эти светлые надежды. Незаурядный, сильный, красивый, полный сил и надежд герой (а он именно таков в исполнении актера Л. Кулагина) постепенно убеждается, что мечты его утопичны, что он не в состоянии изменить жизнь ни в своем городке, ни даже в своем доме. … Это типичная экранизация — очень добротная, подробная, многофигурная, как почти все фильмы такого рода, внимательная к быту, к костюмам, собравшая в кадре целое созвездие популярных актеров и, безусловно, способная найти своего благодарного зрителя» (Хлоплянкина, 1973).

Уже в XXI веке киновед Наталья Кириллова объясняет зрительский успех «Приваловских миллионов» «глубиной исследования исторического прошлого Урала, вдумчивым прочтением романа Д.Н. Мамина–Сибиряка, особой эмоциональной атмосферой фильма, созданной не только талантливой режиссурой, художественно–выразительными средствами, но и блестящим актерским ансамблем, подбором которого всегда отличался Ярополк Леонидович Лапшин» (Кириллова, 2015: 75).

Как это часто бывает, мнения нынешних зрителей о «Приваловских миллионах» часто противоположны:

«Фильм великолепный. Для нынешнего времени – крайне актуальный! В центре внимания – воровство, грабёж, злоупотребление, продажность, коррупция, интриги ради денег. Короче говоря, весь букет нынешних социальных болезней России налицо. Подобран сильный состав актёров, которые совершенно блестяще разыгрывают эту историю. Облик российского промышленного капитализма, можно сказать, препарирован, разобран по косточкам. … В общем, правдивый срез российской жизни во всей её "красе". Советую всем посмотреть» (Люси).

«Мне фильм не понравился. После шедеврального фильма (без всякого преувеличения) «Угрюм–река» для Ярополка Лапшина это был даже не шаг назад, а прыжок в пропасть. Вообще, создаётся ощущение, что к Лапшину слишком быстро пришёл успех, который он потом пытался повторить на том же материале. Но вместо этого получилось топтание на месте. И ещё. На мой взгляд, художественный провал "Приваловских млн." заключался в том, что авторы фильма вздумали "улучшить" классику. Понятно, что Мамин–Сибиряк – не Достоевский и не Теодор Драйзер. Но уважение всё–таки должно присутствовать!» (М. Кириллов).

Киновед Александр Федоров