Взрыв после полуночи. СССР, 1969. Режиссеры: Эразм Карамян, Степан Кеворков. Сценаристы: Эразм Карамян, Иосиф Прут. Актеры: Гурген Тонунц, Валериан Виноградов, Кюнна Игнатова, Эдуард Арутюнян, Тамара Носова, Семён Соколовский, Владимир Кенигсон, Фрунзик Мкртчян, Микаэла Дроздовская и др. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.
Степан Кеворков (1903–1991) и Эразм Карамян (1912–1985) поставили 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Взрыв после полуночи», «Последний подвиг Камо») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (правда, «Последний подвиг Камо» С. Кеворков снял уже не с Э. Кармяном, а с Г. Мелик–Авакяном).
Действие этой драмы происходит весной 1919 года, когда гражданская война на просторах бывшей Российской империи была в разгаре. Советская власть не имела доступа к нефти, поэтому большевики решили достать горючее контрабандой…
В год выхода «Взрыва после полуночи» в прокат советские зрители встретили его с энтузиазмом, однако кинопресса отреагировала довольно прохладно.
К примеру, кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) пожурил авторов фильма за то, что «драматические события революционной борьбы северокавказского подполья… потонули в калейдоскопе кинематографически выгодных для приключенческой ленты деталей» (Белявский, 1969: 3).
Мнения нынешней аудитории теплее: «Интересный фильм. Живой. Артисты работают талантливо, с душой. Особенно покорила работа С. Соколовского в роли Самарина. Хоть он персонаж и отрицательный, но получился ярким, запоминающимся. Г. Тонунц также запомнился в главной роли» (Альфия).
Киновед Александр Федоров
Я его невеста. СССР, 1969. Режиссер Наум Трахтенберг. Сценаристы Михаил Папава, Александр Чаковский (по мотивам повести А. Чаковского «Невеста»). Актеры: Наталья Величко, Всеволод Санаев, Александр Филиппенко, Всеволод Абдулов, Валерий Носик, Светлана Старикова, Георгий Куликов, Борис Зайденберг, Майя Булгакова, Валентина Владимирова, Валентин Зубков, Игорь Кашинцев и др. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Эта социальная драма о несправедливо осужденном человеке стала последней в коротком списке фильмов, поставленных режиссером Наумом Трахтенбергом (1909–1970). На счету Н. Трахтенберга всего три полнометражных игровых фильма, из которых только картине «Я его невеста» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент. Правда, Наум Трахтенберг снял еще комедийную короткометражку, вошедшую в отлично прошедший в прокате альманах «Совершенно серьезно».
Фильм «Я его невеста» и в год выхода на экран не поражал своим художественным качеством, а сегодня, по–видимому, прочно забыт – как киноведами, так и зрителями…
Киновед Александр Федоров
Друг мой, Колька!.. СССР, 1961. Режиссеры Александр Митта и Алексей Салтыков. Сценаристы Сергей Ермолинский, Александр Хмелик (по одноименной пьесе А. Хмелика). Актеры: Александр Кобозев, Анна Родионова, Алексей Борзунов, Виктор Онучак, Татьяна Кузнецова, Анатолий Кузнецов, Антонина Дмитриева, Савелий Крамаров, Борис Новиков и др. 23,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Митта поставил 15 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Экипаж», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Москва, любовь моя», «Друг мой, Колька!», «Точка, точка, запятая…») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В год выхода картины дебютантов А. Митты и А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» в прокат журнал «Искусство кино» опубликовал одобрительную рецензию, где отмечалось, что авторы «наполнили фильм глубоким ощущением правды. Точны, словно схвачены на магнитофонную ленту, диалоги, реплики, все речевое богатство фильма. … о поединке всего честного и искреннего с равнодушием и застоем, с ханжеством, с «оловянными глазами», надежно прикрытыми толстыми очками высоких слов и выхолощенных «установок». В рецензии утверждалось, что авторы картины – не просто талантливы, – это «люди со своим взглядом на мир. Фильм обнаруживает прежде всего гражданский темперамент, горячую личную заинтересованность авторов в борьбе с тем, что стоит на дороге нашего общества. И еще одну привлекательную черту молодых постановщиков открывает фильм: незаурядное комедийное дарование. Смех не умолкает в зале. C великолепным юмором поставлены сцены пионерского сбора; в ребячьих выдумках, проделках, в уморительном эпизоде с индийским танцем, в сцене передачи машины — везде встречаются уже не блестки, а россыпи смеха. Не оттого ли, несмотря на драматические события, картина оставляет светлое впечатление? (Гуревич, 1961: 17, 20).
Кинокритическая оценка этой картины не изменилась и в 1978 году, когда на страницах «Истории советского кино» утверждалось, что в фильме «Друг мой, Колька!» «выразились мысли и чувства художников и педагогов, ощущающих необходимость борьбы против несовместимых с принципами социалистического общества формализма и бюрократизма в школе и пионерской организации. Все как будто бы и не выходит за пределы специфически детских интересов, школьных и пионерских проблем. Однако картина заставляет зрителей–детей многое осознать в жизни в целом» (История…, 1978).
И уже в XXI веке кинокритик Михаил Иванов писал о том, что «Друг мой, Колька!» – «хорошая, свежая, как летний дождь, картина, великолепно передает дух времени, точно обрисована школьная обстановка, затхлость, бестактность пионерских вожаков, прекрасно играют актеры» (Иванов, 2001).
Эта работа А. Митты и А. Салтыкова обозначила новый, «оттепельный», более приближенный к реальности взгляд на школьную тематику в кинематографе, подхваченную вскоре многими советскими фильмами 1960–х…
Зрители XXI века до сих пор любят эту картину:
«Фильм "Друг мой, Колька" обожаю! Вы только посмотрите, какие заунывные сборища были в школе... Да от этих собраний впору создать свою тайную организацию... Мне кажется, что не только в кино, но и на самом деле такие сборы пионеров были... Бедные, бедные дети... Тут взрослому от таких собраний впору в петлю лезть» (Ю. Медведева).
«Для меня это один из любимых фильмов. Я вообще фильмы про школу люблю, а «Друг мой, Колька» – это новый взгляд на проблему школы. Он – продукт оттепели, в хорошем смысле слова. Он предтеча таких фильмов о школе, как «Мимо окон идут поезда» и «Доживем до понедельника». Фильм ударил по косности, равнодушию в школьной жизни. И еще фильм против пионервожатой. Такого тогда еще не видели. А еще этот фильм про моих брата и сестру, они – ровесники Кольки Снегирева. Я помладше, но хорошо помню, как брат и сестра воспринимали этот фильм, как спорили» (Н. Волкова).
Киновед Александр Федоров