Является ли превышение нормативов образования отходов, а также образование отходов, не указанных в НООЛР основанием для привлечения к ответственности?
Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии с абз.абз. 1, 5 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются в числе нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании п.п. 2, 3 указанной статьи Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 8 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного с 1 января 2019 г. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Важно отметить, что с 1 января 2019 г. за превышение нормативов образования отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели к какой-либо ответственности не могут быть привлечены.
При этом действующая редакция ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) также предусматривают ответственность исключительно за превышение лимитов на размещение отходов производства и потребления (ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ).
Также необходимо отметить следующее.
В соответствии с абз.абз. 2, 3 п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1029) нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
При этом нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер и устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов.
Ввиду изложенного, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются в отношении лиц, образующих отходы, для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на качественное состояние окружающей среды.
При этом нормативы образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимитов на размещение) не устанавливаются.
Данный вывод подтверждается, в т. ч. абз. 5 пункта 4 Порядка, в соответствии с которым в лимиты на размещение отходов не включается в т. ч. масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.
На основании изложенного превышение нормативов образования отходов, указанных в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, комплексном экологическом разрешении или в декларации о воздействии на окружающую среду, а также образование отходов, не указанных в данных документах, не является нарушением действующего законодательства, поскольку норматив образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимита на размещение отходов) не утверждается.
При этом превышение нормативов образования отходов, а также образование отходов, не указанных в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения организации к ответственности, в случае, если образованные отходы не размещаются на объектах размещения в отсутствие установленных лимитов.
Таким образом, превышение нормативов образования отходов, а также образование отходов, не указанных в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения организации к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ в случае, если образованные отходы не размещаются на объектах размещения в отсутствие установленных лимитов.
При этом, необходимо отметить, что по мнению некоторых территориальных органов Росприроднадзора превышение нормативов образования отходов, а также образование видов отходов, не указанных в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является нарушением действующего законодательства.