Если вы читаете подборку статей и отзывов про «24 градуса», значит, скорее всего, вы интересуетесь этой франшизой и, возможно, выбираете среди нескольких франшиз. Пока вы не подписали договор и не перевели франчайзеру деньги, которые уже потом не сможете вернуть, хотим дать вам несколько советов. Как надо и как не надо выбирать франшизу, чтобы она оказалась рабочей и преумножила ваш капитал, а не разорила вас.
Ведение бизнеса по франшизному типу становится год от года все популярнее в России. Растет количество франшиз и количество франчайзинговых сделок. И это понятно. Открыть бизнес по готовой модели, когда все просто и быстро, а возникающие вопросы за тебя решают твои старшие партнеры – это, конечно, соблазнительно. Такой путь привлекает многих. Но к сожалению, на деле зачастую оказывается, что не такой уж это и рабочий бизнес, не так-то все просто, а франчайзеры вообще могут отказатьсясопровождать вас.
Достаточно посмотреть на статистику по выживаемости бизнеса, открываемого в нашей стране по франшизам, чтобы понять, что рынок переполнен некачественными франшизами. Это с одной стороны и это главная причина, почему многие франшизныефирмы закрываются, не успев и проработать пару лет. Но нужно также учитывать и то, что во франчайзинг порой идут люди, к нему не готовые. И это вы тоже должны для себя решить: а вообще надо ли вам в бизнес и во франшизы?
Итак, какие ошибки вас поджидают на этапе выбора франшизы:
Ошибка №1 - не обращать внимание на возраст франшизы и количество работающих по ней объектов. Вкладываться в молодую, только что созданную франшизу – это большие риски и лучше на них не идти. Такая франшиза еще не обкатана и, к сожалению, часто представляет собой только красивую обертку, за которой не стоят реальные инструменты, ресурсы, компетентные люди. Можете представить, чтобы в качестве вашего куратора вам поставили студента, которого вчера посадили за телефон, дали в руки чек-лист и вперед, выкручивайся как можешь. Никакой помощи от такого «куратора» вы не получите. А такое сплошь и рядом. Считаю, что доверять можно франшизам, которые вышли на рынок хотя бы 3-4 года назад и представляют собой уже сеть из нескольких успешно работающих точек.
Ошибка № 2 – ориентироваться только на информацию франчайзера (сайт, презентацию, брендбук). У франчайзера цель – продать франшизу. Смеритесь с тем фактом, что франчайзер может приукрашивать или вообще говорить неправду. Поэтому ищите другие источники информации. Понравились фото объектов, работающих по франшизе, в брендбуке? Хорошо, но этого недостаточно. Поищите сами информацию о них в интернете, созвонитесь с реальными франчайзи и расспросите их о трудностях, договоритесь о встрече наконец и оцените обстановку на месте. Еще один совет: во время переговоров с франшизодателем выводите его за рамки той информации, которую он вам дает, расспрашивайте его о том, о чем он не говорит. Пример: «Ага, говорите, открылось, 50 салонов. А сколько из них закрылось и почему? Сколько лет в среднем работает каждый салон? Каков срок окупаемости и рентабельность у действующих точек?»
Ошибка №3 – относиться к договору как к формальности и не вчитываться в него, полагаясь на устные обещания франчайзера. Как ни странно, это распространенная ошибка. Франчайзи начинают кусать локти уже потом, когда пытаются решать возникающие проблемы в правовой плоскости. Мол, мне франчайзер обещал то-то и то-то, но не выполняет, зато накладывает на меня санкции, повышает роялти, вытесняет из бизнеса и т.д. и т.п. А по договору оказывается, что юридическая правда на стороне франчайзера. Потому что договор составлен так, что на франчайзи накладывается масса обязательств, а франчайзер, наоборот, ответственности не несет. И такое случается нередко. Поэтому внимательно читайте договор, если требуется, то вместе с юристом, которому доверяете.
Ошибка №4 – думать, что за тебя все сделает франчайзер, а ты будешь только получать прибыль. На самом деле, не сделает. Даже если дает такие обещания. Франчайзидолжен быть готов сам работать, разбираться в бизнес-модели и реализовывать её. Хороший франшиза – это такая, которая дает качественные, работающие инструменты, технологии, инструкции, которые ты сам осваиваешь и применяешь под кураторством старшего партнера. Плохая франшиза дает некачественные (не уникальные, не полные, не проверенные опытом) инструменты и не обеспечивает должного, профессионального сопровождения бизнеса. Главное – не нарваться на такую плохую франшизу. Но все это можно проверить заранее.
Анализировава ваши отзывы о "24 градуса" и личное знакоство с двумя франчайзии может показать нам как работает бизнес. По всем этим пунктам франшиза проверку проходит. Ее удобно приводить в пример как образец франшизы, которой можно доверять. Даже если вы ищете для себя какую-то принципиально другую франшизу – в другой сфере или в другом ценовом сегменте, то можно ориентироваться на «24 градуса» как на пример, какой должна быть франшиза. А если вам хочется начать бизнес в сфере торговли, имея на всё про всё до полутора миллионов рублей, то можете выбирать «24 градуса», не прогадаете.