Найти тему
Логопед Анна Полякова

Амнестическая форма нарушений у детей, к каким последствиям приводят патологии в работе головного мозга.

Память, мы привыкли градировать данное понятие способностью к запоминанию и воспроизведению информации. Человек с хорошей памятью быстро схватывает материал, а с плохой медленно запоминает услышанное. Память влияет на объем накопленных знаний и умений. Снижение памяти часто приводит к формированию вторичных психических задержек и нарушений. Некоторые дети, не сумевшие преодолеть патологию, получают диагноз умственная отсталость в школьном возрасте. Однако, часто нарушения памяти, мы привыкли рассматривать именно с позиции здорового или относительно здорового человека. В тех вариантах, когда объем и значение данного параметра можно легко и просто оценить при помощи вербальных и невербальных функций. Важным значением в данном аспекте является речь. В стандартных формах нарушения памяти функции речи сохраняются. В бытовой обстановке ребенок прекрасно ориентируется, чем не вызывает у родителей сомнений в своей умственной компетенции, нарушения работы памяти и их отражения на интеллекте проявляются лишь в сложности усвоения школьных навыков. Часто вполне социализированные дети с трудом учатся читать, не могут категоризировать предметы, выявить связи между ними. Чаще всего таким малышам ставят легкую умственную отсталость.

Сегодня статья про куда более грубые формы нарушения памяти, напрямую затрагивающие речь. Амнестическая форма нарушений, одна из самых сложных патологий, встречающихся у детей. К сожалению, данная форма -это моя личная боль. Мой ребенок, перенесший 2 обширных ишемических инсульта, преодолел множество видов агнозий и апраксий. Мне проще сказать во что не попал сын, чем перечислить виды нарушений, с которыми мне приходилось и приходится работать в процессе его компенсации. Но сегодня об одном из ведущих диагнозов, который лежит в основе проблем. Однако базировать свой рассказ о нарушениях в работе памяти я буду не на своем личном опыте, а в первую очередь ориентируясь на методы и приемы основателя нейропсихологии А.Лурии.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Итак, начнем. Что же такое поражение памяти? Это не способность человека к запоминанию того или иного вида информации. Какая бывает память? Видов ее много- это и слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, ощущения себя и своего тела в пространстве, тактильная, а так кинестетическая память формирования двигательного акта, и кинетическая память последовательности движений необходимых для письма или речи в процессе выполнения того или иного действия. Как видите видов крайне много.

А.Лурия отвел нарушениям памяти срединные отделы головного мозга, слой между корой и стволом. То есть, иными словами, поражения достаточно существенные. На моей практике данный вид нарушений я встречала у детей с ДЦП, инсультами, а также деток с гидроцефалией, у которых давление на мозг происходило в связи с нарушенным оттоком ликвора.

Давайте разберем основные формы амнестических нарушений по А.Лурии и посмотрим какие виды агнозий в них задействованы. Отследим варианты выхода из недуга и его восстановления. Рассмотрим три формы от самой грубой и тяжелой, до легкой, позволяющий человеку жить полноценной жизнью, испытывая лишь незначительный дискомфорт.

Первая самая грубая форма выражается сочетанием неспособности человека удержать и воспринять большой объем зрительной и слуховой информации, а также отсутствием речи, когда вся речь выражается в одном или нескольких речевых штампах. Проще говоря, такой человек может произнести лишь несколько слов или фраз. В самых тяжелых случаях речь таких больных может быть представлена всего одним видом речевого штампа, произнесенного с разной интонацией, или мычанием. Понимание речи таких больных может быть совсем не нарушено, либо нарушено в зависимости от сопутствующего вида амнестической патологии. Давайте разбираться в чем смысл нарушения? Во-первых, нарушен контроль в запоминании зрительной и акустической информации. Человек не контролирует запоминание зрительного образа и не может отследить серию видимых картинок и событий на них, тот же механизм сопутствует событиям из жизни. Аналогичная картина происходит и с слышимым потоком. Человек не удерживает в памяти слышимый текст, теряется в диалоге с несколькими собеседниками. Не может пересказать рассказ, может воспроизвести из него лишь начало или конец, часто теряет не только детали, но и суть текста. Откуда берется скудность в речи, почему речи практически нет? К сожалению, каждое слово имеет свой набор кинетической и кинетической информации- укладка мышц для звука, произнесение звуков в последовательности именно эта часть памяти оказывается утерянной, поэтому и речь становится скудной. Работа здесь ведется на расширения произносительных шаблонов. накопление словаря. Было доказано, что простое зубрение слов и понятий не подходит для данной формы, крайне важно использовать выученное понятия в контексте и отрабатывать их понимание. Работа ведется так же и над кинетическим, кинестическим моторным запоминанием и проговариванием слов и фраз. Система обработки слышимого потока на данном этапе базируется на цели усвоения основного смысла услышанного текста.

Вторая менее грубая форма нарушения характеризуется как раз теми проявлениями, что мы задали в начале статьи. Люди с данным нарушением испытываю трудности в запоминании материала. Словарь их крайне скуден. Они стараются обозначить одним и тем же термином целую группу похожих предметов. К примеру, существительное человек у таких детей всегда будет только "человек", ни девочка, женщина, мальчик, старик, мужчина, гражданин, участник, слушатель, студент, пожилой человек и т.д. Их речь крайне бедна на эпитеты и метафоры, они практически не используют аналогии событий или явлений, так как с трудом понимают саму модель данного принципа. Часто у них наблюдается семантическая дислексия (они недопонимают смысла прочитанного текста). Они улавливают общий смысл высказывания, но теряются в деталях услышанного текста. Не могут понять время и место основных событий, уточнить нюансы происшедшего. Можно ли с этим работать? Однозначно можно. Важно расширять словарь категоризации и систематизации событий и явлений, учиться работать со слышимым текстом. Расширять понимание слышимой речи про помощи привлечения внимания к нюансам.

Третья форма недуга- собственно говоря это мой личный этап проблемы, именно на нем я прибываю сейчас со своим ребенком. Считается что третий этап работы с подобными нарушениями самый легкий, но выйти из него полностью практически невозможно. У подобных грубейших нарушений все равно останутся слегка заметные огрехи произношения. Чем характеризуется данный этап? Как ни странно на нем набран огромный объем словаря. Понимание устной речи полностью восстановлено. Ребенок и взрослый понимает прочитанный текст, со всем нюансами и подводными камнями, ориентируется в ситуации зрительно и на слух. Скажите, ну и где же проблема? Однако она есть. К сожалению, остаются проблемы с кинетикой построения связной речи. В момент развернутого ответа мозг начинает судорожно выбирать информацию для построения фразы. Это увеличивает паузу в процессе мышления и подбора слов. Появляются моменты пустых выражений типа а-а-а, или э-э-э, тот же механизм действует у оратора на сцене, но тут он более выражен. Речь собирается в длинное высказывание. Высказывание понятно и доступно, но не совсем прямолинейно. Иными словами, ребенок затрудняется в даче четкого ответа на вопрос и дает обтекаемую форму ответа, понятную, но хотелось бы не хождения вокруг да около, а четкого выражения своих мыслей. Как ни странно, такие нарушения наблюдаются лишь в сложных, не знакомых ребенку областях. Обычно их можно увидеть в момент рассуждений на сложные для ребенка, абстрактные темы, часто они появляются в разговорах о науке или нравственных, духовных, абстрактных ценностях. В быту, в котором ребенок хорошо освоился и имеет большой набор знаний их не возникает. С ними так же можно и нужно работать, формируя сложные шаблоны подачи информации. Базируемые на сложных речевых оборотах, но чем сложнее, глубже и уже будет сама тема диалога, чем больше ребенку будет недоставать знаний в данной области, тем ярче будут видны последствия нарушения.

Приемов работы с памятью много, это и составление алгоритма событий и действий, оставление мыслительных и логических подсказок для восстановления процесса извлечения информации. Так же работа над автоматизацией процесса запоминания, как в мгновенной, так и отсроченной памяти. Единственный наиболее важный аспект, на который указывал А.Лурия, это мысль о том, что подобные нарушения не могут пройти и компенсироваться самостоятельно по мере роста ребенка либо по прошествию времени после травмы у взрослого, они всегда требуют длительной и комплексной психолого-педагогической работы, направленной на устранения данных дефектов.

А Вы сталкивались с амнестическими формами заболевания у своих близких? Какие приемы работы оказались наиболее эффективны?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.