В свое время у меня был непродолжительный роман с выходцем из ГДР. Он писал дипломную работу на тему, как СССР насаждал в его стране свою культуру и идеологию.
Да, СССР активно насаждал в странах Варшавского блока свои ценности. Кому это не нравилось, имели проблемы, вспомним Пражскую весну, когда Чехословакия захотела строить социализм с человеческим лицом, и чем это кончилось. СССР никакого отступничества и отклонения от генеральной линии не прощал.
Во- первых, партийная система. С генсеком во главе и всей соответствующей структурой, с партийными собраниями. Коммунистическая партия как главная форма существования.
Ну, и дальше, юные друзья партии, аналоги пионеров, комсомольцев. Так, в Польше были харцеры, а в ГДР — пионерская организация имени Эрнста Тельмана, члены которой бодро озвучивали лозунг «Seid bereit» (будь готов). В начальной школе дети считались юными пионерами и носили синие галстуки, затем переходили в статус пионеров-тельманевцев, сначала носивших синий галстук, а потом— доходили до красного. В Чехословакии были как пионеры, так и октябрята, в Венгрии — тоже (последние назывались «маленькими барабанщиками»). В Румынии октябрята назывались «стелецупами» — «звездочками».
По «красным» праздникам в европейских городах вывешивали транспаранты с портретами вождей, стационарно же устанавливались и памятники. В том числе, советским солдатам. Ну, и Ленину, конечно, они появились, например, в румынском Бухаресте и в болгарской Варне,
Идеология.Все то же самое, что в СССР, «широко шагает рабочий класс», и все такое.
Архитектура тоже отличалась «советскостью». Понятно, что многое во время ВОВ было разрушено, так и появились новые кварталы Берлина, Варшавы, Дрездена. Но эта тенденция продолжалась еще долго. Поэтому города стран, которые входили в Варшавский блок, так отличаются по архитектуре от прочих европейских.
Язык. Русский язык изучался в школах стран Варшавского блока. Как-то предполагалось, что их жители должны владеть русским. Помню, в Чехии одна дама из нашей группы все пыталась обращаться к прохожим по-русски, но не встречала особого понимания
Советские фильмы. Наше искусство неслось в зарубежные массы. Например, под Новый год дети стран Варшавского блока смотрели фильм «Морозко».
Когда все это закончилось, от наследия советского режима избавлялись не менее рьяно, чем в СССР. Правда, в ГДР, скажем, избавились только от Стены, а вот в Румынии — и от вождя Чаушеску и его супруги. Жестко, конечно, и в других странах аналогов не имело.