Обрядность кавказских народов — важнейшая часть их традиционной культуры как в прошлом, так и сейчас. Создание молодой семьи рассматривается как событие большой социальной значимости, поэтому для него свойственна торжественность и множество символических ретуалов.
К примеру, у абазин есть несколько вариантов вовлечения невестки в жизнь новой семьи. Благодаря прохождению определенной обрядности, она в семье становилась «своей».
Год на знакомство и адаптацию
«Первичная роль невестки в семье носила испытательный, посвятительный характер. Ей еще предстояло осваивать окружающую усадьбу пространство, территорию селения и быть принятой в новом качестве. Но при этом в первый год, пока она не освоится и не привыкнет к новой семье, молодую невестку не нагружали бытовыми делами в полную силу. Ее торжественно водили в гости к родственникам, знакомили. Невестка одаривала подарками всех членов семьи, которых ей представляли. Такой жест означал, что она несет с собой изобилие, приходит не с пустыми руками, а с открытым сердцем и щедрыми ладонями: «РахIмат лпщылапI». Так в течение года она узнавала весь род жениха и после таких ознакомительных церемоний свободно могла общаться и ходить в гости к родственникам», - рассказала член женсовета Алашара Аминат Абазова.
В самом начале новой жизни, в первые дни после свадьбы дела, вменявшиеся в обязанность молодой невестки, ограничивались территорией дома и ближайшими хозяйственными постройками.
Поход за водой как важный экзамен
Как только девушка становилась невесткой, обязанность ходить за водой для семьи переходила к ней, иначе считалось позором для свекрови продолжать носить воду, когда в доме появилась молодая невестка. Именно передача этой обязанности знаменовала собой первый шаг в преемственности поколений – хозяйственные заботы с плеч старших перекладывались на плечи молодых.
«Первый выход носил праздничный и знаковый характер. Молодая невестка должна была оставаться в новом доме безвыходно три дня, а на четвертый день пойти по воду. «Шествие невестки за водой» организовывалось свекровью и соседскими женщинами, функции распорядительницы возлагались на старшую женщину рода или соседку. К ним присоединялись золовки и молодые соседские снохи, частенько сопровождала ватага веселящихся детей. Обязательно процессию сопровождали молодые ребята из рода мужа.
За водой обычно ходили ранним утром, пока воду не загрязняли купающиеся (в летний период) или пригнанный на водопой скот (в зимнее время), старались принести чистую, не замутненную воду. В давние времена женщины воду носили в больших железных кувшинах, позже стали пользоваться ведрами с коромыслом», - поясняет Аминат Абазова.
Распорядительница несла с собой небольшую корзину с символическими подарками и сладостями (чаще это были набор для рукоделия, платочки, средства гигиены, мужчинам портсигары, в качестве сладостей подносили халву), которые она по пути раздавала встречным от имени молодой невестки, озвучивая встречному, что ведут невестку такого-то рода по воду, те же в ответ высказывали невестке благопожелания. В такой новой ситуации с ней «знакомились» все жители селения.
Новоиспеченная невестка спускалась одна, женщины оставались в сторонке, дабы украдкой оценить, как она подходит к воде, черпает воду, получилось ли зачерпнуть полное ведро с одного раза или пришлось сделать несколько попыток. Обращали внимание на все: с берега она набирает воду или с середины реки, пройдя туда по камням; по течению или против; правой рукой или левой; спешно или медленно.
Всем этим мелочам придавали большое значение, по ним определяли характер невесты и предсказывали ее судьбу. Правой рукой зачерпнула воду – будет ей сопутствовать благополучие, левой – не сложится у нее жизнь в новой семье. Черпать против течения – значит приносить в дом изобилие. Умение наполнить ведро с одного раза свидетельствовало о ловкости девушки, а неспешное возвращение с ведрами – о ее бережливости и терпеливости.
Обращали внимание и на то, насколько грациозно невестка поднимает ведра коромыслом, как держит при этом голову. Этот день считался испытанием для невестки. По дороге братья жениха или его друзья подшучивали над ней, попросив выпить воды, могли опрокинуть ведро, и, если она сердилась, корили ее за вспыльчивость, если же терпеливо сносила шутки, восхваляли ее выдержку, которая была немаловажной в семейной жизни.
Еще раз, еще много, много раз
На обратном пути, если встречались старшие женщины с пустыми ведрами, она непременно переливала им свою воду и возвращалась обратно за водой для себя. Отказать она не могла по этикету, порой возвращаться к реке, колодцу или роднику невестке приходилась не раз.
Ступать она должна была грациозными, мягкими шажками, дабы не пролить, устав нести коромысло на одном плече, аккуратно переносила его на другое, на двух плечах сразу коромысло не носили.
«Частенько проверяли молодую невестку не только женщины, но и мужчины. Путник, уставший с дороги, мог подойти и попросить воды: от того, как девушка угостит встречного мужчину, зависело дальнейшее отношение к ней. Если девушка подала воду с левого плеча – она ему демонстрировала негативное отношение, с того момента мужчина не показывался впредь на ее пути с просьбами. Подавая воду с правого плеча, она тем самым выказывала ему почтение. Отказать в просьбе она не могла никогда – не принято было по этикету.
По возвращению свекровь и старшие обращали внимание на полноту принесённых вёдер. Если они были полны, говорили: будет жизнь счастливой и «насыпом» наполненной; если вода была пролита, то жизнь невестке предсказывали скудную, ведь «вода – начало всех начал», первоначальный источник и символ жизни.
Трансформация старинного обычая
Принеся воду домой, невестка бережно ставила ведра на землю – сначала с правого плеча, затем – с левого. Коромысло не бросали, где попало, обязательно вешали на специальный крючок, чтобы оно всегда было сухим и чистым, нельзя было его оставлять на земле или приставлять к чему-нибудь. В дом ведра с водой вносили только руками, вносить на коромысле считалось плохой приметой: «опустеет тот дом, в который заносят коромысло». Если нужно было помочь другой семье, невестка приносила им воду, но коромысло оставляла обязательно за воротами, ведра вносила руками, переливала воду, пустые ведра выносила за ворота и забирала свое коромысло», - добавила А. Айбазова.
Первую принесенную воду невестка обязательно подносила старшему мужчине в доме, аккуратно зачерпнув чашей воду, неспешно подносила ему чашу с водой на двух открытых ладонях, заранее повернув ручку ковша под его правую руку. Это делалось для того, чтобы не было смущающих для обоих прикосновений. Передав ковш, невестка делала шаг назад, дабы не мешать старшему, но дожидалась, пока он не выпьет воду. Старший, в свою очередь, выказывал благопожелания в ответ, отдавал ковш, и только после этого невестка неспешно отходила, оставаясь при этом лицом к нему.
С этого дня она уже свободно исполняла все свои обязанности вне дома. После обряда невестке разрешалось ходить за водой и исполнять разнообразные хозяйственные работы, связанные с использованием воды — готовить пищу, мыть посуду, стирать белье. Самой прилежной и скромной хозяйкой считалась та невестка, которую реже всего могли встретить в этих местах. Воду она успевала принести с раннего утра, не демонстрируя никому свои походы по воду.
Так, на сегодняшний день данный обычай претерпел некоторые изменения. Зачастую, «первую воду» старшему мужчине подают теперь в ресторане, в котором и играют свадьбу. Новоиспеченная невестка подносит бокал или стакан с водой мужчине (как правило, свекру), который должен при ней отпить воды и официально «принять в семью» теплыми словами благодарности и напутствия.