Давайте разбираться. Предлагаю вам немного пофантазировать...
Представим, что когда ребенок приходит в этот мир -- он представляет собой некий сосуд.
Этот сосуд определенной формы и размера -- это физиологические особенности, то, что дано природой.
Он определенного цвета -- предположим, это темперамент
И на нем есть какой-то узор -- который символизирует особенности характера.
Но внутри этот сосуд пустой.
В том смысле, что у младенца нет никаких представлений о мире, в котором он оказался. Он не знает, что правильно, а что нет. Как реагировать на происходящее. Нет никаких правил, как надо и как не надо делать. Не существует понятий хороший/плохой и т.д. Он свободен от всего этого.
У ребенка даже о самом себе нет четких представлений. Он еще не знает, какой он. Первое время он отражается в глазах матери (или других значимых взрослых). Это можно очень легко проследить. Дети в таком возрасте очень восприимчивы к эмоциям и социальному взаимодействию. Именно поэтому так важен тактильный и эмоциональный контакт ребенка с родителями.
Таким образом, этот сосуд начинает наполняться постепенно, с течением времени. По мере взросления и взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, с бабушками и дедушками, детьми на детской площадке, воспитателями в детском саду, учителями в школе, сверстниками и т.д.
Символически можно представить, что каждый человек что-то привносит и вкладывает в этот сосуд. Какое-то свое послание. Как вербальное, так и не вербальное.
Нетрудно догадаться, что чем глубже на дне оно оказывается, тем сильнее укореняется. Таким образом, у ребенка формируются глубинные убеждения (о них я подробнее писала в этой статье):
- О себе
- О мире
- О других людях
Если родители были внимательны к потребностям ребенка, проявляли любовь и заботу, обеспечивали ему безопасность, тем самым давая ребенку понять, что с ним все в порядке, мир безопасен, они рядом, он не одинок. Он будет взрослеть с этим убеждением. Это будет основой, призмой, через которую он будет смотреть на мир. Да, сложности могут возникать, но он достаточно силен, чтобы с этим справиться.
Если же ситуация складывалась противоположным образом и потребности ребенка игнорировались, с раннего возраста он не чувствовал себя в безопасности, рос в атмосфере перманентной тревоги и беспокойства, не чувствовал себя нужным и значимым для родителей -- для него мир оказывается опасным местом, а люди жестокие и безразличные. В такой атмосфере ребенку может казаться, что с ним что-то не так, он какой-то неправильный, дефективный, поэтому его не любят. Что он должен стать другим. Более удобным, привлекательным, угождающим и тогда, возможно, он наконец сможет получить то, чего ему так не хватало - любовь и признание.
Нам важно понимать, что мы не можем полностью изменить сосуд, есть то, что останется навсегда. Как и не можем "перепрошить" человека и его прошлый опыт, кардинально изменить темперамент и характер, удалить его воспоминания, а вместо этого добавить новые. Человек это не компьютер, переустановка системы и безвозвратное удаление всех файлов невозможно.
Но что мы абсолютно точно можем сделать -- найти истоки и причины болезненных эмоциональных переживаний, скорректировать те убеждения и представления, которые с ними связаны и мешают сейчас. Помочь человеку признать его ценность. Расширить границы мышления и увидеть, что можно смотреть на мир иначе, а значит и поле для маневра становится шире, ведь появляется возможность выбора.
С уважением, психолог Рожкова Екатерина.
Записаться на консультацию:
📲 Telegram
✒️ Написать личное сообщение на сайте
🔗 По ссылке: https://www.b17.ru/ekaterinarozhkova/#consultation
Автор: Рожкова Екатерина Игоревна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru