Цифровизация как спутник процесса развития современного общества, подразумевающая качественное изменение различных секторов экономики, в том числе агропромышленного комплекса, оказывает существенное влияние на трансформацию нормативно-правовой базы и юридической деятельности.
В отечественной науке продолжаются активные дискуссии о терминологии, изменении категорий и совершенствовании практики в связи с внедрением цифровых технологий в юридическую деятельность. Однако многие исследователи сходятся в том, что изменяется форма и восприятие, но не сущность и природа явлений, хотя, безусловно, появляются новые конструкции в каждой отрасли права. Например, в публично-правовых (государственно-правовых) сферах: в конституционном праве широко исследовано право на забвение; в административном праве расширяются возможности свободного доступа к информации о деятельности органов публичной власти посредством установления обязательных требований к ним по размещению информации в различных информационных системах; цифровой рубль – не научная идея, а реальный объект финансового-правового регулирования, который уже готов к внедрению. Указанные примеры являются лишь отдельными частными случаями изменения законодательства, которое все активнее приобретает цифровую характеристику.
В данных обстоятельствах возникает вполне очевидный вопрос о том, возникает ли новая отрасль права – цифровое право, либо мы становимся свидетелями точечных изменений в юридической практике, науке и образовании?
Задача, которую мы ставим перед собой в проводимом исследовании, прямо противоположна идее погрузиться в дискуссию о том, чем является цифровое право в настоящее время и какового его содержательное наполнение. Однако стоит отметить, что по цифровому праву выпущены учебники, а подобные дисциплины внедрены в образовательные программы высших учебных заведений. Определенная особенность образовательной литературы и рабочих программ по цифровым предметам – структурная и содержательная неоднородность, т.е. отрасль, если она и сформируется когда-то, пока находится в состоянии своего возможного становления и оформления. Очевидно другое, что формируется блок цифрового законодательства, и он уже является массивным. Мы стремимся показать закономерность развития нормативно-правовой базы в условиях цифровизации и выявить возникающий новый вызов для науки и практики.
В числе актов, определяющих специфику цифровизации, можно выделить указы Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» и т.д.
Хотелось бы обратить отдельное внимание на дисбаланс законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования в цифровой сфере. Обширная нормотворческая деятельность органов исполнительной власти – драйвер цифрового развития. Однако отсутствует акт, который бы консолидировал цифровые правоотношения, при этом утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», включающая несколько отдельных федеральных проектов. Именно поэтому, если и стоит выделять цифровое право, то его возможно связать с деятельностью органов публичной власти и осуществлением государственного управления.
Правильная постановка вопроса о том, каким мы видим современное цифровое законодательство, является наиболее значимым фактором.
Особенность цифрового законодательства – это регулирование информационных технологий и оборота данных в информационных системах. Данные – это некий объем информации, но специфика заключается в том, что в ее поиске, получении, передаче, производстве и распространении физически не способен принимать участие человек. Он лишь использует результаты автоматизированной обработки информации для целей принятия управленческих решений.
Перспективная задача, которая стоит перед государством на сегодняшний день – это определение степени проникновения и границ допустимости применения информационных технологий в различных сферах жизни в целях реализации и защиты прав и законных интересов государства, общества и личности. Для этого необходимо изучать цифровые технологии и вырабатывать новые правила, в том числе для искусственного интеллекта. Указанные отношения не входят в систему устоявшихся институтов информационного права, предмет которого связан с информацией и осуществлением информационных процессов человеком. В этом смысле информационное право – статика, а цифровое право – новый динамический межотраслевой феномен.
Таким образом, цифровизация находит двойственное выражение в юридической практике. Мы имеем как широкое проникновение информационных технологий в различные правовые отрасли, так и стремление государственных органов придать нормативное оформление цифровой экономике и автоматизировать государственное управление.
Какие выводы для образовательного процесса можно сделать?
Во-первых, мы исходим из того, что преподаваемые дисциплины учитывают изменения законодательства. Однако необходим акцент на те механизмы, которые являются более привычными и понятными в использовании для студентов. Например, можно говорить о подаче искового заявления через общественную приемную суда, а можно – через ГАС «Правосудие» или систему «Мой Арбитр» либо о способах взаимодействия с органами власти через моносервисы и суперсервисы посредством портала ЕПГУ. Очевидно, что поколению студентов, которые записывают лекции через экран смартфона, будет интереснее и удобнее второй способ. Процесс внедрения в образовательный процесс новых специальных курсов, связанных с регулированием цифровой среды, заметен на практике.
Во-вторых, необходимо развивать информационную инфраструктуру. Цифровые технологии доступны там, где для этого созданы условия. Безусловно, они подразумевают расходы, которые зачастую являются существенными. Инфраструктура – это устройства и условия, включая доступ к сети. Персональные устройства для вычислений имеются у каждого, а условиях их применения должны становиться все более комфортными.
В-третьих, системы управления обучением должны развиваться. Практический инструмент цифровизации – это информационные системы. Можно позитивно оценить внедрение АИС «Успеваемость» и других информационных систем в образование в университете, но эта деятельность должна поступательно развиваться и совершенствоваться.