Менее двух часов назад завершилось послание Владимира Путина к Федеральному Собранию. Многие поспешили назвать его "предвыборной программой", однако вряд ли с этим можно согласиться. Президент подтвердил курс, который Россия взяла в 2020 году. Его основные направления были известны и до этого. В ходе прошедшего послания Путин конкретизировал ряд вещей, обозначил новые задачи в рамках ранее поставленных целей, выдвинул некоторое количество практических инициатив.
С основными тезисами послания можно ознакомиться в моем телеграм-канале, где велась текстовая трансляция. Все сообщения сохранены:
Константин Двинский (https://t.me/Kdvinsky)
Сейчас же я сосредоточусь на главной составляющей экономической части послания.
В середине 2022 года в России появилось новое понятие - "технологический суверенитет". Изначально оно подразумевало обеспечение экономики собственной технологической базой. Однако в ходе работы и получения отличного результата в 2023 году стало ясно, что мы можем не просто создавать технологичную продукцию для купирования рисков безопасности, но по многим направлениям находиться в авангарде мирового технологического развития. Таких направлений много, начиная от искусственного интеллекта, заканчивая авиастроением.
Поэтому сейчас взятый в 2020 курс на усложнение экономики и дополненный в 2022 году новыми вводными расширяется. Именно высокотехнологичные отрасли способны обеспечить ускоренное экономическое развитие и вывести Россию в ТОП-4 мировых экономик по ВВП (ППС). Тем более до стагнирующей с начала 90-х годов Японии осталось не так много - 350 млрд долларов по 2022 году, а как будут окончательны подведены итоги 2023 года, то, скорее всего, будет еще меньше.
Основных проблем технологического развития у нас две. Первая - сравнительно низкий уровень расходов на НИОКРы. Вторая - недостаток высококвалифицированных кадров. В целом, данными проблемами правительство начало заниматься еще несколько лет назад, но усилия пока что недостаточны. Владимир Путин обозначил новые целевые показатели. Расходы на НИОКРы должны вырасти до 2% ВВП, а к 2028 году необходимо подготовить дополнительно миллион высококвалифицированных кадров.
Много это или мало? Конкретно ответить на данный вопрос можно будет после публикации полных версий Национальных проектов, однако если брать ситуацию в общем, то достаточно, но по нижней планке.
Отмечу, что сейчас расходы на НИОКРы составляют только 1-1,2% (ранее - около 0,7%). Впрочем, мы уже видим новый целевой показатель в 2 (!) раза превышающий предыдущий. И как постоянно это бывает по мере реализации планов и получения соответствующего результата целевые показатели также регулярно пересматриваются в большую сторону. Оптимальная цифра - 2,5-3% ВВП. Думаю, на нее мы выйдем к 2027-2028 гг.
Вообще основным лейтмотивом экономической части послания стало именно усложнение экономики, развитие не просто несырьевых, а высокотехнологичных отраслей. Из важных целевых показателей также можно привести рост несырьевого неэнергетического экспорта на 2/3 (!) к 2030 году и выход в ТОП-25 стран по количеству промышленных роботов. Ситуацию по данным направлениям я регулярно освещаю на своем канале, поэтому мои читатели знают, какая по ним работа проводится Президентом и правительством. Из недавнего - посещение Путиным Челябинска, где как раз недавно запустилось предприятие по производству промышленных роботов:
Нужно не просто занять место в ТОП-25 (сейчас мы на плюс-минус 90 месте), но обеспечить предприятия именно собственной продукцией машиностроения. В целом, если есть промышленные роботы, то их внедрение происходит достаточно быстро. Данная тема является ярким примером и подтверждением тому, что работа проводится не для галочки. И подход к ней актуален для всех других отраслей экономики.
Также выделю еще ряд важных вещей. Фонд развития промышленности будет докапитализирован более чем вдвое - еще на 300 млрд рублей. А объем инвестиций к 2030 году должен вырасти на 70%.
Помимо этого Путин обозначил, что основная задача финансового сектора теперь будет заключаться в обеспечении ресурсами реального сектора экономики. То есть, мы имеем разворот либеральной парадигмы на 180 градусов, согласно которой именно финансовой сектор находится на вершине пирамиды, а вся остальная экономика должна работать исключительно на его интересы.
И в завершение приведу две цитаты:
Конечно, принципиальное требование: отечественный бизнес должен работать в российской юрисдикции, не выводить средства за рубеж, где, как оказалось, можно всё потерять
Опять, мои читатели знают о процессе деофшоризации русской экономики. Сейчас он находится на завершающей стадии. Здесь уже можно поставить галочку - проблема офшоризации решена.
Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.
На 90% уверен, что речь идет о переходе к прогрессивной системе налогообложения. Данный вопрос также перезрел и, судя по всему, сейчас мы подошли к его решению. Тем более, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что соответствующие законодательные инициативы уже есть.