Мы вечно считаем, что во всех наших бедах виноват кто-то другой, что кто-то незаслуженно лишает нас счастья. Но если мы будем внимательнее, то поймём, что такого злодея не существует в природе. С безначальных времён, в течение несчётного числа прошлых жизней, с момента нашего нынешнего рождения и по сей день мы сами водим себя за нос. Вы можете подумать: «Я никогда так не поступаю, я хороший человек». Но с таким примитивным взглядом на вещи вы никогда не обретёте высшего понимания. Тщательно исследовав своё отношение к окружающему миру, вы увидите, что ваш ум постоянно накладывает ложные представления на встречающихся вам людей и все прочие явления.
Большую часть своего времени мы проводим именно за такими «художествами». Мы навешиваем ярлыки своих убогих суждений буквально на всё. Вы можете распознать эту тенденцию, даже не углубляясь в анализ абсолютной природы реальности. Просто возьмите условную, относительную видимость вещей и спросите себя: «Кто это – „я“? Что такое „я“?». На уровне относительной истины перед вами тотчас же предстанет некий конкретный образ того, кем, по вашему мнению, вы являетесь. Теперь вам надо приступить к скрупулёзной проверке этого образа: «Неужели это и вправду я? Действительно ли все окружающие воспринимают меня только так и никак иначе?». Если при таком анализе вы будете честны с самим собой, нарисованный вами образ постепенно начнёт расплываться. Наблюдая за тем, как этот образ уходит в небытие, вы откроете для себя, насколько извращёнными являются ваши представления и об остальных объектах внешней реальности. Вы поймёте, что весь воспринимаемый вами «нарисованный» мир на самом деле – лишь плод ложных измышлений вашего сознания и что ощущения, рождённые взаимодействием с этой выдуманной вселенной, заставляют вас метаться между эйфорией и отчаянием. Эта круговерть неудовлетворённости, построенная на иллюзиях, и есть сансара, и ваши исследования безошибочно укажут на то, что её формирует ваш собственный ум.
Приучив себя смотреть на вещи подобным образом, вы не будете более заблуждаться, полагая, что в ваших проблемах следует винить общество, власти, отца или мать. Вы совершенно ясно осознаете, что корень проблемы сокрыт внутри вас. В качестве подготовки к такому самоанализу первым делом необходимо получить некоторые наставления о том, как обрести ясность мышления. Она поможет вам упорядочить тот сонм ментальных явлений, что откроются вашему внутреннему взору. Кроме того, поскольку некоторые истины в данный момент скрыты от вас, с ними вас должен заблаговременно ознакомить заслуживающий доверия наставник. Именно поэтому данный самоанализ также имеет и теоретическую базу. Не следует однако забывать, что подлинной движущей силой этого исследования является ваша собственная безошибочная энергия мудрости, которая сделает вас полновластным хозяином своей жизни. Экспериментируя подобным образом со своими ежедневными переживаниями, вы ничем не рискуете. Такая прикладная философия начисто лишена какого бы то ни было коварства или обмана. Вы осознаёте, что все психические проблемы возникают по вине нарисованных фантомов иллюзорного мира – «художеств» вашего ума. Введённые в заблуждение этими миражами, вы начинаете ошибочно считать одни ощущения «хорошими», а другие «плохими». Но этот иллюзорный мир – ничей. Подумайте, кому он может принадлежать? Исследуйте! Моё представление о Калифорнии принадлежит лишь мне, и мне одному. Именно поэтому буддийская философия и утверждает, что в этом смысле все феномены – творения нашего собственного сознания. Эти слова несут в себе глубокий, сущностный смысл, который не дано постичь лицемерному, интеллектуально загрязнённому уму. Вы должны на собственном опыте ощутить иллюзорную природу своих умопостроений. Только так вы сможете обнаружить скрывающуюся за ними реальность.
— Лама Тубтен Еше. Из книги «Энергия мудрости».