Хочу поделиться одной из техник интегрального нейропрограммирования изученную мной в институте инновационных психотехнологий С.В. Ковалева. В основе лежит универсальная модель Грегори Бейтсона и Р. Дилтса.
Нейрологические уровни восприятия информации, разные подходы решения, проблем, задач. Эти уровни классификации имеют четкую иерархию.
Что такое иерархия? Изменения на нижестоящем уровне могут инициировать изменения на вышестоящем уровне, но не обязательно. Но изменения на вышестоящем уровне классификации, в обязательном порядке, организуют нижестоящие уровни от себя. Соответственно, в НЛП работы Бейтсона, по нейрологическим уровням, которые и взял он себе и выделил пять уровней. Окружение, поведение, способности, система убеждений и идентичность. Психотерапевт Ковалев С.В. доработал и вывел 9 нейрологических уровней. По мере повышения уровня восприятия обработки информации, наша нейросеть, включается на совершенно новую регуляцию, включаются недоступные на нижних уровнях процессы. Регуляция нашей психики, нашей физиологии, восприятие всего мира и тд. Нейрологические уровни в интегральном нейропрограммировании, отображают субъективную действительность. Это модель субъективной действительности, в которой мы с вами пребываем. Где содержится вся парадигма человека.
Первые 3 уровня – окружение, поведение, способности – отражают динамику всего того, что с нами происходит.
Следующие 3 уровня - намерение, ценность, убеждения, задают структуру. Все универсально.
Три высших уровня, идентичность миссия, смысл – задают, содержание.
Как это проявляется? Два разных человека живут в одной и той же реальности, но они выхватывают, только одни куски, этой реальности. Формируют свою индивидуальность, эффективную действительность. Два разных человека, в одних и тех же условиях могут, воспринимать эту реальность, обрабатывать информацию, которая поступает из внешнего мира, делать определенные выводы и совершать действия, совершенно по разному.
Есть люди пчелы и люди мухи. На цветущем лугу человек муха найдет единственную кучку навоза, и в нее вляпается, не замечая цветов, люди пчелы в той же самой действительности, в той же самой реальности, даже среди навозной кучи, они найдут тот единственный цветок, где они смогут добыть свой вожделенный мед.
Так как это модель, нашей субъективной действительности, пользуясь этой моделью, ее можно смоделировать и изменить. Наглядно описано в Притче про трех каменотесов. Трое что-то строят, один весь худой, замученный долбит камни, у него спросили, что ты делаешь, на что он сказал, долблю камни и отвернулся. Это уровень инструментальный. Второй более или менее, но также с несчастным видом, его также спросили и он ответил, что долбит камни, чтобы кормить семью. Это уровень интонцеональный, он понимал для чего он это делает. У третьего был спокойный вид и светящиеся глаза, а ты что делаешь, спросили его и он ответил, что строит ХРАМ. Это смысловой уровень, который отражает верхние этажи.
Первые три подуровня, это инструментальные уровни. Мы все живем в каком-то окружении. Большинство людей, к сожалению, делают свое окружение комфортным для них и это их устраивает. «У меня есть какой-то, небольшой бизнес, есть какая-то работа, мое время расписано с понедельника до пятницы и выходные тоже и дальше все по кругу».
На первом этаже, на уровне поведения, можно перейти на этаж вашего окружения, поднявшись, диссоциировавшись посмотреть на поведение и понять, что я здесь делаю. Какое такое поведение, не соответствует моему окружению, не соответствует тем целям, задачам, которые я себе ставлю, обычно на этом уровне вопросы о целях и задачах не стоят. Но это уже несколько иное восприятие, пока осознаем, что я здесь делаю, в этом окружении, просто в нем существую. Кто-то поднимается на третий этаж, хорошо, в этом окружении я это делаю, задумаемся, как я это делаю. За счет, каких таких способностей, за счет, какого индивидуального стиля я это делаю не эффективно, либо наоборот, максимально эффективно. Те, кто прошли эти три уровня, поднимаются на уровень намерений. Этаж нашего эмоционального подуровня, задаем себе вопрос в этом окружении, в котором я осуществляю это поведение и понимаю, как я это осуществляю поведение, на этом стоит всю энергию направить в здравое русло и определиться с тем, что я хочу. Намерения, они же цели. Что я хочу. Когда вы определились с намерением мы, задаемся вопросом, ценности для чего мне, что мне это даст. Достижение этих целей, на уровень ценностей, самое простое определение, это то ради чего мы готовы тратить свое время и жизнь, энергию, время. На, что мы готовы вкладываться, тогда мы понимаем, что те цели, которые мы перед собой поставили они, достаточно для нас ценны. Мы понимаем, что хорошо, а почему мне это надо и по каким правилам я живу относительно этих целей и тут может выясниться, что система ваших убеждений, когда вы на этот уровень уже поднялись и начинаете там как-то разбираться, можно выяснить, что те убеждения с которыми вы пытались осуществить свои цели, убедившись, что они достаточно ценны, значит прекрасно. Хорошо. Когда мы с этим определились. Навели порядок новых убеждений. Наконец то мы можем идти на этаж смыслового уровня. Ответ на вопрос кто я? Тот который в том окружении, в том поведении и дальше по лестнице, который может реализовать эти намерения и ценности и который будет обладать максимально экологичными убеждениями, кто тот я, который сможет это воплотить. И далее подъем на более интересный уровень, когда я все это буду иметь, когда я стану таким на уровне идентичности, зачем я миру вообще, я здесь чтобы воплотить свои корыстные заземленные цели и может быть есть что-то большее, что-то что, мне было открыто, что-то что, придаст моей жизни некий смысл, моим действиям некую осмысленность. Возникает ощущение понимания, что вы не просто так топчитесь и всю эту конструкцию сверяете, возможно, это часть шагов пути, которые предназначены для вас как открытие вашего индивидуального пути, который предназначен только для вас. Когда я все это буду иметь, зачем этот мир мне. Когда мы в процессе психотехнологий попытаемся вашу цель раскрутить до уровня смысла, тогда ваша нейросеть, включится на таком уровне, что таким образом образуется некая вертикальная структура, этих нейрологических уровней и которая все организует в соответствии с вашим представлением. В соответствии с тем смыслом, который над всем этим стоит.
Эту модель я использую в консультировании, в каком окружении у тебя проблема, что ты делаешь, что ты не делаешь? Как ты это делаешь, как бы стоило это делать? Зачем тебе это вообще надо все? Что тебе это даст? Почему тебе это надо? Какие такие убеждения за этим стоят? Работает система убеждений. Кто ты, каким тебе надо быть. Работа с образами я, с вашими идентичностями. Когда мы это по вертикальной структуре расписали, в режиме консультирования. Мы можем уже делать некую горизонтальную полосочку, расширение. На каждом из этих уровней, делать минимодуль и оптимизировать каждый из этих уровней. Получается прекрасно.
Эта модель универсальна и шикарна сама по себе.