От Пушкина мы знаем, что сказка ложь, да в ней намёк. Изначально подобные истории не только развлекали, но и поучали. Причём рассчитаны они были совсем не на детскую аудиторию. Сказки стали адаптировать для маленьких читателей, по историческим меркам, совсем недавно. В европейской традиции только в XVIII веке начали задумываться о том, что дети — это не просто недоделанные взрослые и к ребёнку нужен особенный подход.
С годами менялось отношение к воспитанию людей и подход к их благополучию. Поэтому сейчас поведение некоторых героев вызывает вопросы. Забегая вперёд: что же теперь, сказки детям не читать? Почему же, их можно по-прежнему читать, а ещё обсуждать с ребёнком поведение персонажа, выделять правильные и неправильные поступки, разбирать ситуации, в которых проявляются разные черты, и так далее. Разберём на нескольких примерах.
Лиса из «Лисы и волка»
Помните ту плутовку, что сначала обманом украла рыбу у старика, потом заставила волка отморозить хвост и каталась на звере с присказкой «битый небитого везёт»? Лиса часто предстаёт персонажем, который добивается своего хитростью. Именно она съедает колобка, крадёт сыр у вороны… Иногда находится тот, кто ей противостоит, например журавль в «Лисе и журавле». Но чаще хищница остаётся безнаказанной.
Может показаться, что лиса (и другие персонажи, которые действуют хитростью) хороша. Она не обладает силой и властью, но получает желаемое, потому что умна. Но поведение лисы мы сейчас назвали бы мошенничеством. А обманывая волка, она ещё и выгоду приобретала сомнительную, чистой воды буллер и абьюзер.
Емеля из сказки «По щучьему велению»
Есть легенда об Илье Муромце, который пролежал на печи 33 года, а потом пошёл крушить разного рода захватчиков. Но у него хотя бы была отговорка: считается, что герой был парализован, а потом волхвы или другие целители вдохнули в него силу, и он стал защищать свою землю от злодеев.
У Емели судьба иная: он лежит на печи, потому что сказочно ленив. Но потом он встречает волшебного помощника — щуку и становится всемогущ. Герой заставляет предметы делать бытовую работу за него. Причём самоходные сани, когда едут за дровами, давят много народу. Когда рассерженные граждане призывают его к порядку, он велит дубинке «обломать им бока». Он разрушает дом, в котором живёт, потому что ему лень встать с печи и выйти в дверь. Получает царевну в жёны и престол, потому что щука делает его богатым красавчиком, а царь готов отдать дочь, лишь бы Емеля не губил его.
Может казаться, что всего этого он достиг в благодарность за природную доброту — щуку-то он отпустил. Но это произошло лишь после того, как она пообещала выполнить его желания.
В общем, Емеля — на редкость неприятный тип, в котором сложно найти достоинства. И при этом он получает всё, что пожелает. Звучит, конечно, довольно жизненно. Но использовать его как ролевую модель и восхищаться им вряд ли стоит.
Настенька из «Морозко»
Это мог быть хороший сюжет для триллера. Отец по велению мачехи отвозит родную дочь в зимний лес и бросает в сугробе. Та встречает бородатого пожилого незнакомца, который явно издевается, спрашивая, тепло ли ей. А она продолжает врать, что тепло, благодаря чему заслуживает его одобрение. Морозко увозит её в свои хоромы, предоставляет дом, в котором она какое-то время хозяйничает. А в конце девушка получает жениха и богатое приданое.
Эта сказка даёт представление, что если быть удобной, послушной и забыть о своих потребностях и личных границах, то в финале ждёт неизбежный хеппи-энд. Мораль в общем-то религиозного толка: если безропотно сносить все тяготы, то однажды получишь награду. Возможно, только на том свете, но надежда умирает если не последней, то вместе с надеющимся.
Что ж, в сказке есть своя правда. Если всю жизнь тратить на то, чтобы выполнять чьи-то приказы и соответствовать чужим ожиданиям, счастливым получится быть, только если в жизнь внезапно ворвётся Дед Мороз. Но его, говорят, не существует.
А для детей такая мораль может быть попросту опасна. Если ребёнка не учить отстаивать собственные границы, внушать покорность старшим и необходимость быть безукоризненно послушным, он вряд ли сможет сопротивляться, когда какой-то взрослый захочет навредить.
К слову, Настенька не одинока. С некоторыми поправками мы можем добавить сюда почти любую принцессу «в беде». Рапунцель, Белоснежка, Спящая красавица и другие — имя им легион. Жизнь у них так себе, но потом появится прекрасный принц и спасёт. Или нет, потому что жизнь не сказка. Зато если взяться спасать себя самой, шансы на успех возрастут.
Русалочка из одноимённой сказки
У этой подводной принцессы было всё, но она променяла семью, подводное царство и прекрасный голос на ноги и возможность познакомиться с принцем, которого видела несколько раз. В версии Disney 1989 года всё закончилось свадьбой. Но есть ещё сказка Андерсена, которая нам показывает более правдивое развитие событий.
Там Русалочка испытывает мучительную боль от каждого шага, но много танцует, потому что принцу это нравится. Но он всё равно влюбляется в другую девушку. Ту, которая его якобы спасла от утопления, хотя сделала это Русалочка. Он женится на сопернице, а Русалочка прекращает своё земное существование. В произведении есть ещё религиозный подтекст, но мы его сейчас оставим в стороне.
Многие сказки рассказывают о жертвах ради любви. Более того, они говорят нам, что если как следует стараться, то рано или поздно ты заметишь ответное чувство. Но отношения — это всегда риск, потому что мы можем отвечать только за свои чувства и поступки. Другой человек волен поступать как ему хочется, а ещё он может не оценить все эти жертвы — он о таком, возможно, даже не просил. К тому же здоровые отношения предполагают, что в них вкладываются оба человека, а любовь нельзя заслужить.
Так что бросаться в омут любви с головой и отказываться ради неё от других важных вещей в большинстве случаев не стоит. Отношения — часть жизни, а не её замена.