История трамвая.
В 1925 г в канун ноябрьского праздника в Москву поступили первые 10 моторных трамвайных вагонов БФ (бесфонарный). Они стали первыми трамвайными вагонами, запущенными в серийное производство в СССР.
Первые образцы двухосных вагонов БФ имели деревянный остов кузова с наружной обшивкой, установленный на несущей стальной клёпаной раме с одноосными поворотными тележками Беккера. Кузов опирался на каждую тележку с помощью подрессоренной пяты, а также двух грибообразных упругих боковых опор.
Изначально в трамвае не было наружных дверей, их заменяли сдвижные нижние половинки, с обеих сторон кузова. Таким образом, вагон имел четыре входа/выхода, по два на каждой площадке.
Вход с площадок в салон осуществлялся через сдвижные двери. Планировка жёстких деревянных сидений в салоне сначала была трёхрядной, затем она стала двухрядной (с одинарными сиденьями). При трёхрядной планировке число мест для сидения было 26, при двухрядной - 16.
Вентиляция салона осуществлялась через два круглых короба на потолке. В летнее время дополнительно можно было открыть окна. Нижняя часть окон сдвигалась вверх и удерживалась защёлками.
Первые БФ имели два поста управления, расположенные с обоих концов вагона. На тупиковых конечных вагоновожатый переходил от одного поста управления к противоположному и продолжал маршрут в обратном направлении. Рабочее место вагоновожатого находилось на входной площадке и ничем от неё не отделялось. При этом весь рабочий день вагоновожатый управлял вагоном стоя.
Первые партии вагонов оснащались импортным оборудованием, а с 1927 г их стали оснащать отечественными тяговыми электродвигателями ДМ1а. В послевоенные годы все трамваи переоборудовали на вход и выход только с правой стороны. Установили задвижные входные двери с пневматическим приводом, а салонные двери сняли. Позже сделали закрытую отапливаемую кабину со сдвижной дверью и убрали второй пост управления. Боковые окна кабины в холодное время года обогревались ТЭНами, а центральное окно было без обогрева, но имело стеклоочиститель с ручным приводом.
Вагоны БФ изготавливались с 1925 по1929 гг на Коломенском машиностроительном заводе и заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, и практически все поставлялись в Москву. Всего было выпущено 370 вагонов. К 1937 г из эксплуатировавшихся в Москве трамваев, 80% приходилось на вагоны этого типа.
В первые годы БФ работали в основном одиночками, но затем стали эксплуатироваться с прицепными вагонами. Одним из самых массовых прицепных вагонов в 1930-е годы был вагон типа "С" (Сокольнический). Эти прицепные вагоны разработал и изготовлял Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ). Всего с 1930 по 1934 г завод выпустили 677 вагонов, производство которых было ориентировано в основном на Москву. Последний вагон этой серии вывели из эксплуатации в 1974 г.
В Москве на трамвайно-ремонтном заводе (ТРЗ) построить прицепной вагон копию серии "С", используя сохранившиеся элементы оригинального вагона. В качестве основного компонента использовали сохранившуюся раму от вагона КТМ-1. Каркас кузова изготовили полностью металлическим сварным. Фанерная крыша покрыта брезентом и покрашена. Оконные рамы деревянные. Работа завершена в 2019 г, и теперь это трамвайный вагон серии "С" 1933 года выпуска.
С конца 1961 г началась постепенная передача вагонов БФ из Москвы в другие города. В Москве такие вагоны эксплуатировались до 1970 г.
В Москве сохранился вагон БФ № 932 образца 1927 г. В 1965 г его сняли с пассажирской эксплуатации и передали на СВАРЗ для работы в качестве буксира. В 2001 г вагон получил сине-голубой окрас 1930-х годов. Весной 2010 г трамвай вновь перекрасили в вишнёво-кремовый цвет.
В 2012 г трамвайный вагон БФ стал участником московского конкурса профессионального мастерства водителей трамвая, но только в качестве выездного буфета.
Фотографии из личной коллекции.
Последние новости:
Ютуб - https://www.youtube.com/channel/UCh27lXz1nUgf48VSUqiaOEA
Вконтакте - https://vk.com/avtofoto77
На личном сайте - http://avtofoto77.ru/books-video.php