Удивительное дело, конструкторские разработки. Модификация истребителя задумывалась, как уничтожитель танков. Но в этой роли он не прижился, не по его вине кстати, но об этом позже. Як-9Т во всей красе показал себя как уничтожитель авиатехники врага непосредственно в воздухе. Но обо всём по порядку.
Идея снабдить самолёт крупнокалиберной пушкой в принципе не нова. Но сейчас повествование будет идти про одномоторный истребитель. Мало того, речь идёт о малом истребителе. Это вам не какой-нибудь "Тандерболт" или "Корсар". Давайте сравним, нормальная взлётная масса американского палубного истребителя (заметьте, нормальная, а не максимальная) F4U "Корсар" равна 6350 кг. Прошу учесть, что это явно не самый тяжеловесный одномоторный истребитель Второй мировой. Напротив, взлётная масса "перетяжелённого" 37-мм авиапушкой Як-9Т равна 3025 кг. Как говорится, разница просто впечатляющая - более чем в два раза.
Читатель резонно заметит, что такой популярный на Советско-Германском фронте истребитель Р-39 "Аэрокобра", который по весовой категории более-менее соответствовал нашему "танковому Яку" (нормальная взлётная масса 3556 кг), тоже летал с авиапушкой калибра 37 мм. Отвечу так, эта пушка "та, да не та". Да, по наземным "Кобра" работала, но только не по танкам. Дело в том, что пушка "Аэрокобры" М4 по своим характеристикам ни в какое сравнение с НС-37 не шла. Дульная энергия "Яковлевской" пушки до неприличия была больше "Кобровской". Судите сами, да, авиапушка М4 даже имела бронебойный снаряд, но начальная скорость его была 550 м/с. Про настильность более 200 метров и говорить нечего.Кстати, американцы в шутку называли выстрел авиапушки М4 "бросок грейфрута". И наоборот, "Нудельман-Суранов" выпускал бронебойную болванку с начальной скоростью 880 м/с с эффективной дальностью стрельбы до 1 км! Согласитесь, разница феноменальная. Вообще, авиапушка А.Э Нудельмана и А.С. Суранова впоследствии получившая название НС-37, не совсем и являлась авиапушкой и вышеупомянутые конструкторы её дорабатывали. Мало того, эту исполинскую пушку надо было физически установить в самолёт. Понятно, что её решили установить в развале блока цылиндров, а вот с линейным её размером (3,41 м) были явные трудности. Просто расстояние от кока винта и до кабины лётчика было просто меньше.
Пришлось на на 0,4 м сместить кабину пилота. Да, ухудшился и без того не наилучший обзор с передней полусферы (это вам не "Аэрокобра"), но зато улучшился с задней полусферы, что согласитесь для истребителя немаловажно. Но нет, уважаемый Читатель, худа без добра. Тяжёлая авиапушка, плюс смещённая кабина пилота "сдвинули" центр масс истребителя ближе к его середине. Что это означает? А получился конструкторский парадокс: перетяжелённый самолёт стал менее инертным и он просто с кошачьей реакцией стал реагировать на все прикосновения пилота по управлению истребителем. Прекрасное качество для маневренного боя, не правда ли?
Да и был ли "герой нашей статьи" таким уж и перетяжелённым? Давайте разбираться. Да, ЛТХ "танковой девятки" немного просели по сравнению с "классическим" Як-9, но было это так уж критически - отнюдь нет. Скажем более просто, ЛТХ Як-9 танкового оказались примерно равными Як-9Д. Нужно ещё заметить, для того чтобы ЛТХ Як-9Т сильно не снижались, конструкторское бюро Яковлева просто проигнорировало постановление ГКО от 18.02.1943г., где Як-9Т должен был выпускаться с запасом топлива 480 кг, пофакту "танковая девятка" выпускалась с 330 кг, весовой выигрыш 150 кг, что согласитесь пилотажных свойств Як-9Т явно не убавляло.
Давайте для примера сравним Як-9 танковый с Ме-109G-2 с тремя пушками и двумя пулемётами. Согласитесь не самый беспомощьный противник в небе. Кстати, посекундному залпу наш истребитель превосходил этот "Мессер" в 1,16 раза. Да что там "Худой", танковая "девятка" превосходит секундным залпом в 1,09 раза такую летающую батарею как ФВ-190А-8 (четыре 20 мм пушки и два 13 мм пулемета).
Итак, возвращаемся к трёхпушечному "Мессеру". Вертикальный манёвр: до 3000 метров у Як-9Т было преимущество 3000 - 4500 м примерное равенство, а вот уже выше - преимущество переходит к "Густову". Скорость: опять-таки до этих зловещих 4500 метров танковый Як в горизонтальном полёте превосходил своего визави. Выше этой планки - "Мессер" уже обгонял наш истребитель. Скороподъёмность: тут опять всё тривиально, до 3,5 км превосходство (кто бы мог подумать?) было у "Яка", выше уже у немца. Ну и наконец горизонтальный манёвр. Тут "танковая девятка" не оставляет шансов "Худому" аж до 5 километров! Я уже говорил выше о смещённом центре масс в Як-9Т, благодаря меньшей инертности он быстрее и с меньшим радиусом делал вираж.
Как мы видим Як-9Т был явно не мальчиком для битья, особенно на малых и средних высотах. Не идеальный истребитель для гладиаторского боя со множеством манёвров конечно, но как ударный истребитель, осбенно бить бомбардировщики - тут ему нет равных.. Об этом и о многом другом мы и поговорим во второй части данного материала, попутно и ответим на вопрос в названии этой статьи. Не сомневаюсь, будет много для Вас интересного.
С уважением! Оболенский Сергей.