Правитель Саксонии был главным инициатором Северной войны.
Он не отличался талантами полководца, как Карл XII, и не имел такой воли, как Пётр I. Август II предавал друзей, а время предпочитал проводить с любовницами. Тем не менее он оказался в числе победителей и пережил всех своих врагов и союзников.
Во время Великого посольства Пётр I очень сдружился с Августом II Сильным. Курфюрст Саксонии и одновременно король Польши был почти ровесником царя. Их объединяла любовь к попойкам, веселью и грубым шуткам. Пётр Алексеевич был очарован Августом: тот мог разогнуть руками подкову и рассказывал завораживающие истории о своих амурных подвигах.
Среди кутежей окончательно и сложился Северный союз. Петру I был нужен прорыв к морю. Август II объяснил, что Балтика лучше Чёрного. Союз Саксонии, России и Дании гарантировал, что война будет победоносной и быстрой.
Правда, уже два года спустя стало очевидно, что гнуть подковы значительно проще, чем осаждать шведские крепости. Больше года Август то подступал с войсками к Риге, то отступал. Потом явился Карл XII и уже скоро Августу II пришлось спасаться бегством.
Погоня затянулась, но её финал был неизбежен: в 1706 году саксонская армия была разгромлена и враги вступили в родовые земли Августа II. Ему пришлось подписать тайный договор со шведским королём, полный унизительных и неприятных статей.
Некоторое время Август II пытался двуличничать — поздравлял Петра I с победами и отпускал пленных шведов, а также выдал на расправу главного инициатора вторжения в Лифляндию — Иоганна Паткуля. Но Карл XII в конце концов велел обнародовать договор, и Август II Сильный уже открыто отрёкся от союза с Петром I.
С технической точки зрения, затевать в Польше выборы нового короля было хлопотно, проще оказалось восстановить в правах уже избранного. И, главное, более бездарного и слабого правителя для Польши, чем Август II, Пётр I просто не нашёл бы, а ему с представлениями о послевоенном устройстве соседних стран именно такой монарх и требовался.
В дальнейшем король и царь встречались, пировали, шутили, а саксонские войска вносили посильный вклад в завершение Северной войны. Когда же она закончилась, выяснилось, что Лифляндию шведы отдают царю, а не польскому королю. Пётр I простил Августа как хорошего старого друга, но не простил как союзника-предателя.
Ещё до завершения войны погиб Карл XII. В 1725 году умер Пётр I, а в 1730-м — датский король Фредерик IV. Последней настала очередь Августа II Сильного.
Фарфоровый прорыв
Август II Сильный был слабым правителем, оставил казну пустой, а в личной жизни не мог служить образцом добродетели. И тем не менее именно при нём в Саксонии научились делать фарфор, положив конец многовековой монополии Китая на его изготовление. Самое удивительное, что первая мануфактура была открыта в разгар войны, в 1710 году. Производство разместилось в замке Альбрехтсбург в городе Мейсене. И вскоре мейсенский фарфор стал знаменит во всей Европе. Саксонские мастера в короткий срок смогли добиться необычайно высокого качества своих изделий. Для работы привлекались лучшие скульпторы и художники. С середины 18-го века доход от изделий из фарфора превратил Саксонию в одно из самых богатых немецких государств.
Фактор тщеславия
Август II Сильный очень отличался от короля Швеции и русского царя. Те были равнодушны к роскоши, а правитель Саксонии без неё не представлял жизни настоящего монарха. Он не забыл заказать для себя массивную корону из золота с крупными драгоценными камнями.
Своим тщеславием Август II Сильный превзошёл, пожалуй, всех своих коронованных «коллег». Он ещё при жизни позаботился об изготовлении собственной статуи. Но предстать в образе античного героя на вздыбленном коне ему показалось мало. И бронзового всадника вместе с конём покрыли сусальным золотом.