Если сейчас мы заглянем в любую школьную или университетскую программу, то вряд ли увидим там стихотворения или философию современных авторов, свежие идеи и новые имена. Все учения словно застревают в ортодоксальном дискурсе, организовав очень строгий “фейс-контроль” для одобрения.
А раньше было лучше… Поэтому все новые веяния времени должны стойко выдержать критику и обвинения со стороны скрепных защитников былого, которые бегут по проторенной 100-200-300 лет дорожке, считая, что лучше никогда и ничего не придумать. Лишь часть сфер могут похвастаться настоящими прорывами в свои знаниях. Наверное, самое яркое изменение - это медицина. Благо сейчас можно рассчитывать, что при обнаружении какого-либо вируса тебе не отрубят всю ногу и не будут лечить ядовитым взваром. Храни, господи, создателя парацетамола и уколов с витаминов B. Но даже здесь мы можем остановиться и вспомнить, что знахарки и народные рецепты никуда при этом не делись. Они всё также не теряют оборотов и стремятся просочиться в легальное поле лечения, убедив всех в правомерности своего существования через опыт былых поколений. Чеснок всем в нос, ведь да, а раньше было лучше…
Психоаналитический дискурс, родившийся 120 лет назад, долго не принимался общественность и научным сообществом. Фрейду в то время действительно пришлось бороться за своё детище и защищать его место. Психоанализ был скандально известный, тем самым новшеством среди закостенелых учений. И ему удалось отвоевать своё право на существование и организовать вокруг себя множество преданных приверженников. И поэтому, мне сейчас удивительно наблюдать за тем, как психоаналитическое сообщество само превращается в то самое ретроградное сообщество, с которым когда-то боролось. Различные школы психоанализа закрываются за своими дверьми и словно у алтаря - не сдвигаясь с места, строят свои замки на именах великих, но покинувших нас много лет назад. Много ли тех, кто увлечен психоанализов и имеет многолетний опыт, сообщит со сладострастием имя того, кто жив или, хотя бы, скончался не более 10 лет назад? Психоанализ словно обречён стоять лишь на нескольких слонах - Фрейд, Лакан и Кляйн. И там, на уровне уже скукоженной коже лап, можно найти имена Биона, Кернберга, Ферро, Огдена и так далее. Ни в коем случае не хочется показаться тем, кто уменьшает заслуги и перестаёт ценить те знания и теории, которые были созданы ранее такими гениальными людьми, но хочется верить, что психоанализ может разрешить исцеление не только рецептами от бабушки, даже если они и помогали.
Антонио Ферро и Лука Николи подарили миру лёгкую, где-то противоречивую, но точно заставляющую думать книгу “А вдруг я скажу что-то не то?”. Размышляя о методах работы в кабинете в современном мире, о позиции аналитика и сложном положении начинающего специалиста. Ферро выступает за то, что психоанализ - это живой процесс, процесс творческого объединения двух психик, но его всё ещё пытаются держать в стиле закрытого и тайного сообщества. Словно, если заранее назначить цену своей услуги, а не оговорив её с анализантом при встрече, психоанализ распадается на куски и данный сеттинг уже не имеет права называться аналитическим. Но разве это так? Думаю, что нет. Мне кажется, что одна из причин страха и неуверенности в себе у молодого специалиста - это те самые ортодоксальные и нерушимые взгляды большинства “учителей” и сообщества в целом. Насколько тяжело почувствовать себя частью этого сообщества, настолько же легко из него можно получить яростное исключение за неповиновение.
И здесь невольно хочется переключиться на мир социума и интернета. Ведь словно это бич всего человечества, а не определённых сфер. Застревание в прошлом отлично наблюдается в России не только в мире политики, где мы все ещё прославляем и гордимся достижениями прошлого, но молчим о настоящем. Перед наступившим 2024 годом на Авито можно было наблюдать удивительную картину - советские ёлочные игрушки по баснословным ценам. Почему? Потом что был спрос. Стиль советского союза и 90-х стал романтизирован и любим даже массой тех, кто в это время не жил. Весь инстаграм пестрил фотосессиями и застольями в советском стиле, а “Слово пацана” так вообще произвело фурор. Рилсы, мемы, стиль, сленг - всё просочилось в общество так, словно это самый лакомый и недостающий кусочек. Стоит ли думать, что прошлое затягивает человеческого субъекта так плотно, потому что в настоящем и уж тем более будущем нет никакой опоры. Что прошлое выглядит более реальным и надёжным, чем то, что есть на данный момент?