Найти тему
Наследники

От увлечения к профессии: как превратить свое хобби в источник дохода

Оглавление

Павлычева Елизавета Андреевна, начальник выставочного отдела центрального выставочного зала Манеж, культуролог, социолог, искусствовед и куратор ряда выставочных проектов Манежа. Также делала выставки в других пространствах, в том числе в Третьяковской галерее.

Павлычева Елизавета Андреевна
Павлычева Елизавета Андреевна

С детства в искусстве

Искусство я любила всегда, мне очень нравится рисовать с самого детства. Я занималась в Эрмитаже историей искусств с 11 до 16 лет.

Потом поступила на социологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. И вот уже в рамках социологии я выбрала культурологическое направление.

Затем я начала работать в Академии Художеств, и потом постепенно стала работать параллельно в Манеже. Сначала на небольших проектах, потому что до открытия Манежа после ремонта мы делали выставки на разных внешних площадках . Например, в Гатчине, также делали в других городах России, в Архангельске, в Великом Новгороде. Выезжали за границу, делали выставки в Сербии, в Греции, на Кипре. А потом, когда Манеж открылся уже в обновленном своем виде, это произошло в 2016 году, тогда уже стали делать масштабные проекты. Собственно, вот так постепенно стала не только начальником выставочного отдела, но и куратором.

Выставка Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор»
Выставка Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор»

«Талантливые люди талантливы во всём»

Образование в сфере культуры для организации выставок, конечно, желательный момент, но не столь принципиально важный. Потому что талантливые люди талантливы во всём. И если человек обладает широким кругозором, то, мне кажется, не столько важно, какое у него образование, сколько важно, насколько он способен реагировать на внешний мир, как-то собирать информацию, переосмысливать её, чтобы потом трансформировать в какое-то своё личное высказывание.

Говоря про иностранные языки, одна из направленностей деятельности Манежи это все-таки ориентация на международные выставочные проекты. Сейчас, конечно, достаточно сложно их осуществлять, к сожалению.

Наверное, сейчас иностранные языки становятся не столь востребованы, тем более что все больше совершенствуется система перевода, и взаимодействие в этом плане становится легче, даже без владения иностранным языком.

Но всё-таки иностранный язык — это всегда какой-то развивающий фактор. Это способность анализировать и читать материалы на языке носителя. Поэтому в этом плане это в любом случае, конечно, хороший навык.

-3

Впечатления в каждой секунде нашей жизни

Если говорить про фильмы, то диапазон колоссальный, начиная от «Молодого Папы», Паоло Соррентино, заканчивая «Покровскими воротами», Михаила Козакова.

Меня в большей степени всегда интересует фактор зарисовки, философской созерцательности, которая заложена в то или иное произведение искусства. Если говорить про книги, мне очень нравится Достоевский.

Впечатления можно получать и от фильмов, и из книг, и от каждой секунды. То, что ты просто на улице видишь, наблюдаешь за людьми на выставке. Музыка, почему бы нет, она тоже. Просто что-то слушать, любые лекции на любые темы. Я вот люблю очень включать лекции по философии, потому что любые философские высказывания, они наталкивают постоянно на возможности переосмысления, возможности трактовки той или иной идеи, как её можно переложить языком экспозиции.

-4

Творческие люди вдохновляют

Мне нравятся творческие люди, с которыми можно поговорить. Когда мы делали выставку по балету, у нас был креативный куратор Павел Каплевич. Он своей творческой энергией невероятно покоряет, и с ним очень интересно работать. Он всё время фантазирует, всё время что-то изобретает, и в диалоге с ним всегда можно что-то придумать, что-то такое необычное.

«Творческий процесс затягивает и уже перестает быть работой…»

Говоря о том, каким должен быть человек, организовывающий выставки. Стрессоустойчивый, в первую очередь, потому что все это звучит очень красиво, и, конечно, творческий процесс, безусловно, затягивает и уже перестает быть работой, становится образом жизни.

Но очень много напряженных моментов, потому что это колоссальная ответственность, постоянная. И перед планом, графиком, и перед людьми, которые вовлечены в процесс. А это всегда более сотни различных специалистов, которые работают над проектом, и взаимодействие всегда требует и коммуникативных навыков, и эмпатии, безусловно. Ты должен услышать каждого, услышать правильно, помнить о нем и постоянно поддерживать это взаимодействие, чтобы вся команда работала слаженно. Конечно же, способность аналитического интерпретации, и открытость миру, чтобы видеть вокруг себя идеи.

-5

До мурашек

Например, нравится музей Д'Орсе в Париже. Мы всё-таки в современной пространстве, музей Д’Орсе более классическое. Здесь вот это взаимодействие, мне кажется, могло бы быть интересным, так как в Манеже возможно все.

Я люблю скульптурные выставки. Первая скульптурная выставка у нас называлась «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Она состоялась в 2021 году, и тогда мы соединяли скульптуру и оперу. Это был очень интересный и любопытный опыт. А само пространство в Манеже превратилось в театральное. У нас было фойе, гримёрка, сцены, закулисье, и везде стояли скульптуры.

Выставка должна быть живой. Наполненной смыслом. До мурашек. Это по эмоциональному наполнению. А по художественному, я считаю, что она должна быть высокого качества, в том плане, что я бы делала ставку на оригинальные вещи, конечно, знаковые, значимые, лучше показать немного, но самое лучшее, чем принести много-много, заполнить все пространство, но это будет бесценно с точки зрения художественного значения произведения искусства.

-6

Будущие планы

Я сейчас пишу кандидатскую диссертацию. Поэтому я вижу себя где-то на стыке всё-таки научно-образовательной жизни и художественно-кураторской.

Вот как раз сейчас начинаю преподавать, все больше ко мне обращаются с просьбой прочитать лекции, у нас приходят практиканты работать, им тоже стараются читать лекции, рассказывать про то, как создаются проекты, рассказывать и показывать на презентации.

Может быть, больше была бы готова работать не только в Манеже, но и с другими пространствами.

Моя работа приносит мне счастье. Хотя иногда это очень тяжело, кажется, что хочется уже все бросить и уехать куда-нибудь далеко-далеко. Потом понимаешь, что тебя уже настолько затянула эта история, что работа становится образом жизни.

Мой совет себе 20-ти летней. Всё самое интересное впереди. Так что ничего не бояться. Жизнь — это большое приключение, и нужно жить открыто. Вперёд и вверх.

-7

Интервью взяла Дарья Багрей, студентка 2 курса факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ, направление «Проектирование и организация событий» в рамках программы «Наследники».