Павлычева Елизавета Андреевна, начальник выставочного отдела центрального выставочного зала Манеж, культуролог, социолог, искусствовед и куратор ряда выставочных проектов Манежа. Также делала выставки в других пространствах, в том числе в Третьяковской галерее.
С детства в искусстве
Искусство я любила всегда, мне очень нравится рисовать с самого детства. Я занималась в Эрмитаже историей искусств с 11 до 16 лет.
Потом поступила на социологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. И вот уже в рамках социологии я выбрала культурологическое направление.
Затем я начала работать в Академии Художеств, и потом постепенно стала работать параллельно в Манеже. Сначала на небольших проектах, потому что до открытия Манежа после ремонта мы делали выставки на разных внешних площадках . Например, в Гатчине, также делали в других городах России, в Архангельске, в Великом Новгороде. Выезжали за границу, делали выставки в Сербии, в Греции, на Кипре. А потом, когда Манеж открылся уже в обновленном своем виде, это произошло в 2016 году, тогда уже стали делать масштабные проекты. Собственно, вот так постепенно стала не только начальником выставочного отдела, но и куратором.
«Талантливые люди талантливы во всём»
Образование в сфере культуры для организации выставок, конечно, желательный момент, но не столь принципиально важный. Потому что талантливые люди талантливы во всём. И если человек обладает широким кругозором, то, мне кажется, не столько важно, какое у него образование, сколько важно, насколько он способен реагировать на внешний мир, как-то собирать информацию, переосмысливать её, чтобы потом трансформировать в какое-то своё личное высказывание.
Говоря про иностранные языки, одна из направленностей деятельности Манежи это все-таки ориентация на международные выставочные проекты. Сейчас, конечно, достаточно сложно их осуществлять, к сожалению.
Наверное, сейчас иностранные языки становятся не столь востребованы, тем более что все больше совершенствуется система перевода, и взаимодействие в этом плане становится легче, даже без владения иностранным языком.
Но всё-таки иностранный язык — это всегда какой-то развивающий фактор. Это способность анализировать и читать материалы на языке носителя. Поэтому в этом плане это в любом случае, конечно, хороший навык.
Впечатления в каждой секунде нашей жизни
Если говорить про фильмы, то диапазон колоссальный, начиная от «Молодого Папы», Паоло Соррентино, заканчивая «Покровскими воротами», Михаила Козакова.
Меня в большей степени всегда интересует фактор зарисовки, философской созерцательности, которая заложена в то или иное произведение искусства. Если говорить про книги, мне очень нравится Достоевский.
Впечатления можно получать и от фильмов, и из книг, и от каждой секунды. То, что ты просто на улице видишь, наблюдаешь за людьми на выставке. Музыка, почему бы нет, она тоже. Просто что-то слушать, любые лекции на любые темы. Я вот люблю очень включать лекции по философии, потому что любые философские высказывания, они наталкивают постоянно на возможности переосмысления, возможности трактовки той или иной идеи, как её можно переложить языком экспозиции.
Творческие люди вдохновляют
Мне нравятся творческие люди, с которыми можно поговорить. Когда мы делали выставку по балету, у нас был креативный куратор Павел Каплевич. Он своей творческой энергией невероятно покоряет, и с ним очень интересно работать. Он всё время фантазирует, всё время что-то изобретает, и в диалоге с ним всегда можно что-то придумать, что-то такое необычное.
«Творческий процесс затягивает и уже перестает быть работой…»
Говоря о том, каким должен быть человек, организовывающий выставки. Стрессоустойчивый, в первую очередь, потому что все это звучит очень красиво, и, конечно, творческий процесс, безусловно, затягивает и уже перестает быть работой, становится образом жизни.
Но очень много напряженных моментов, потому что это колоссальная ответственность, постоянная. И перед планом, графиком, и перед людьми, которые вовлечены в процесс. А это всегда более сотни различных специалистов, которые работают над проектом, и взаимодействие всегда требует и коммуникативных навыков, и эмпатии, безусловно. Ты должен услышать каждого, услышать правильно, помнить о нем и постоянно поддерживать это взаимодействие, чтобы вся команда работала слаженно. Конечно же, способность аналитического интерпретации, и открытость миру, чтобы видеть вокруг себя идеи.
До мурашек
Например, нравится музей Д'Орсе в Париже. Мы всё-таки в современной пространстве, музей Д’Орсе более классическое. Здесь вот это взаимодействие, мне кажется, могло бы быть интересным, так как в Манеже возможно все.
Я люблю скульптурные выставки. Первая скульптурная выставка у нас называлась «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Она состоялась в 2021 году, и тогда мы соединяли скульптуру и оперу. Это был очень интересный и любопытный опыт. А само пространство в Манеже превратилось в театральное. У нас было фойе, гримёрка, сцены, закулисье, и везде стояли скульптуры.
Выставка должна быть живой. Наполненной смыслом. До мурашек. Это по эмоциональному наполнению. А по художественному, я считаю, что она должна быть высокого качества, в том плане, что я бы делала ставку на оригинальные вещи, конечно, знаковые, значимые, лучше показать немного, но самое лучшее, чем принести много-много, заполнить все пространство, но это будет бесценно с точки зрения художественного значения произведения искусства.
Будущие планы
Я сейчас пишу кандидатскую диссертацию. Поэтому я вижу себя где-то на стыке всё-таки научно-образовательной жизни и художественно-кураторской.
Вот как раз сейчас начинаю преподавать, все больше ко мне обращаются с просьбой прочитать лекции, у нас приходят практиканты работать, им тоже стараются читать лекции, рассказывать про то, как создаются проекты, рассказывать и показывать на презентации.
Может быть, больше была бы готова работать не только в Манеже, но и с другими пространствами.
Моя работа приносит мне счастье. Хотя иногда это очень тяжело, кажется, что хочется уже все бросить и уехать куда-нибудь далеко-далеко. Потом понимаешь, что тебя уже настолько затянула эта история, что работа становится образом жизни.
Мой совет себе 20-ти летней. Всё самое интересное впереди. Так что ничего не бояться. Жизнь — это большое приключение, и нужно жить открыто. Вперёд и вверх.
Интервью взяла Дарья Багрей, студентка 2 курса факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ, направление «Проектирование и организация событий» в рамках программы «Наследники».