Найти тему
44,8K подписчиков

Стачка 1902 года в Ростове-на-Дону. Как это было?

147 прочитали

Проспект Стачки в Ростове-на-Дону — одна из самых протяженных улиц. Начинается он у площади 5-го Донского корпуса со скульптурной композицией «Орден Победы», заканчивается у завода «Спецавтоматика» — больше 350-ти номеров зданий на территории Железнодорожного и Советского районов города. По проспекту, его некоторым частям, мы еще прогуляемся, а в этой публикации хочу рассказать о событии в истории Ростова-на-Дону, в честь которого городская магистраль получила свое название.

В начале проспекта, над Камышевахской балкой и загнанной в бетон рекой Темерник, недалеко от железнодорожного вокзала возвышается мемориал «Стачке 1902 года». Он установлен в 1967 году на месте многолюдных митингов во время ноябрьской забастовки. Рядом с ним в 1975 году появилась скульптурная композиция «Преемственность поколений». Изначально памятник стачке имел статус объекта культурного наследия федерального значения, но в 1997 году статус понизили до регионального.

Проспект Стачки в Ростове-на-Дону — одна из самых протяженных улиц.

Немного предыстории

Стачка 1902 года в Ростове-на-Дону Владимиром Лениным названа «одним из приступов к общему подъему русских рабочих с требованием политической свободы». Забастовка произошла в Главных мастерских Владикавказской железной дороги, ее устроили железнодорожники.

Глядя на современный Ростовский вокзал, трудно представить, в каких условиях жили и работали тогдашние железнодорожники. Буквально в двух словах расскажу и отмечу, что картина характерна не только для Ростова — это проза жизни всей необъятной России того времени, и касается не только вокзалов, но и всех заводов, фабрик, тяжелого производства — везде, где применялся труд рабочих.

Рабочие и начальствующие чины Главных мастерских ВЛЖД
Рабочие и начальствующие чины Главных мастерских ВЛЖД

Первое здание вокзала выглядело монументально. Правда, оно было разрушено во время бомбардировок города во время Великой Отечественной войны, то, что осталось, достраивали и перестраивали до середины 70-х годов. А потом совсем снесли и построили то, что монументальным уже и не назовешь. Зато функционально.

А вот рабочие-железнодорожники до революции в таких, считай, царских хоромах бывали только… Да вообще не бывали, рабочие мастерских всё время находились в душных, темных мастерских, где не было никакой охраны труда, зато был 14-часовой рабочий день и ничтожная заработная плата. Кстати, медицины для рабочих также не было, вообще на весь железнодорожный узел был только один-единственный врач. Жили рабочие главных мастерских Владикавказской железной дороги в таких же невыносимых условиях.

Двор Главных мастерских ВЛЖД
Двор Главных мастерских ВЛЖД

Революционное движение на Дону

Революционное движение на Дону в конце 90-х годов XIX века связано с именем Елизаветы Викторовны Торсуевой-Быстрицкой. Она была сестрой Василия Викторовича Торсуева, организатора и руководителя одного из первых в Ростове-на-Дону марксистских кружков. В квартире Торсуевых проходили тайные сходки, где присутствующие изучали Маркса, Плеханова. Мать Лизы умерла от туберкулеза, когда девочке было 9 лет, ее воспитанием занялась тетка. Средств на жизнь не хватало, поэтому ребенку с 15 лет пришлось устроиться на работу на табачную фабрику Асмолова (с 1917 года — «Донская государственная табачная фабрика (ДГТФ)», с 1992 года — «Акционерное общество „Донской табак“»). Лиза с детства осознала всю «прелесть» труда на дореволюционной фабрике.

Подростком Лиза уже была предана идеям революции, и поэтому сразу стала частью кружка революционеров на фабрике. Там ей поручили вести пропаганду среди женщин-работниц.

В 1898 году был организован Донской комитет РСДРП, и Елизавета стала одним из его руководителей. Донком выработал программу, в которой центральным вопросом были организация кружков на предприятиях, агитация и пропаганда в рабочих массах. За зиму 1898 года на ростовских предприятиях было организовано около 20 кружков, четыре из них вела девушка.

Владимир Ильич Ленин: "Пролетариат впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому правительству".

Стачка 1902 года в Ростове-на-Дону была организована Донкомом, а опорой и главными действующими лицами забастовки стали рабочие-железнодорожники, «элита» ростовского пролетариата.

В октябре 1902 года Донком обратился с листовкой «Ко всем рабочим Главных мастерских Владикавказской дороги». «Долгие годы, изо дня в день, как каторжники, цепями прикованные к тачке, мы стоим у своих станков, – говорилось в листовке. – Солнце иной раз заглянет сквозь тусклые стекла в мрачные мастерские, и чистый свет его слабеет от дыма и копоти… Но среди этой серой, беспросветной жизни, товарищи, среди вечного каторжного труда как звездочка, мерцает перед нами надежда, что истина и правда восторжествуют, что настанет день, когда мы вздохнем свободной грудью и громко воскликнем: «Да здравствует свобода!..» Но эта свобода не придет к нам сама, не спустится с небес. В жестоком бою должны мы завоевать ее… Товарищи! Помните, что нам предстоит великая борьба за наше освобождение! Помните, что для этой борьбы нужны мужественные люди, умеющие смело и стойко защищать свои права, свою честь, свое достоинство… Вперед, товарищи, на борьбу! Да здравствует стачка!.. Да здравствует свобода!..», – говорилось в листовке.

Паравозно-сборное отделение Главных мастерских ВЛЖД
Паравозно-сборное отделение Главных мастерских ВЛЖД

2 ноября рабочие котельного цеха узнали, что мастер обсчитал их по жалованью. Работа в цехах остановилась. Об инциденте рассказали Ивану Ставскому — рабочему мастерских, члену Донского комитета партии. Тот доложил руководству Донкома, которое незамедлительно провело совещание. Решение приняли сразу — организовать стачку.

Стачка 1902 года в Ростове-на-Дону

Первые митинги состоялись уже на следующий день. Рабочие требовали немного: сократить рабочий день до 9 часов, повысить заработную плату на 20 процентов, устроить школу для детей рабочих, удалить из мастерских мастеров, грубо относившихся к рабочим и обманывавших их с жалованьем. Всеобщая стачка началась 4 ноября с длинного паровозного гудка. Начальство мастерских обещало в суматохе передать требования рабочих в Министерство путей сообщения и просило прекратить забастовку и снова приступить к работе. Но железнодорожники не прекратили стачку.

Сельмаш в Ростове-на-Дону. Большой памятник первым пятилеткам и индустриализации

Вскоре к железнодорожникам присоединились рабочие ростовских заводов «Аксай» (ныне — машиностроительный завод «Красный Аксай»), цементного, табачной фабрики. Численность участников забастовки перевалила за 30 тысяч человек. Весть о событии разлетелась быстро, и в последующие дни к забастовке присоединились железнодорожники со станции «Тихорецкая» (Краснодарский край) и рабочие Новороссийска.

Естественно, что по требованию городских властей в Ростов прибыли войска для подавления стачки. В ночь с 14 на 15 ноября отряды царских войск заняли весь Темерник, рабочий район города. А дальше погромы, расправы и аресты.

Проспект Стачки в Ростове-на-Дону — одна из самых протяженных улиц.-5
О подробностях расправы с безоружными участниками митинга ростовская охранка с хладнокровным цинизмом сообщала в Департамент полиции: «11-го распоряжением атамана казаки разогнали толпу, залпом убито 5 мужчин, одна женщина, ранено 14… Убиты только любопытные. Сегодня назначена при военной силе ликвидация стачки…» (ЦГИАМ, ф. ДП, 7, 1902, д. ,1731, л. 74

Под страхом смерти часть рабочих прекратила стачку. К остальным на один из митингов вышел начальник мастерских и пообещал за неделю удовлетворить требования стачечников. Донком тогда призвал организованно прекратить забастовку.

В этот же день Дзевонский заявил во всех цехах, что могут быть удовлетворены следующие требования: повышение платы на 20 процентов; повышение платы чернорабочим на 37 процентов (с 60 коп. до 1 руб.), прекращение работ по субботам и накануне праздников в 2 часа дня, выдача по 15 руб. в случае рождения ребенка или смерти кого-либо из членов семьи рабочего, выдача шести проездных билетов в год, устройство новых проходных будок и еще пара мелких требований… (ЦГИАМ, «Искра», 1903 г., вып 5, № 31, лл. 13-14.)

Ростовская стачка, продолжавшаяся 23 дня, всколыхнула рабочий класс всей России.