В прошлом вопрос возможной отмены ЕГЭ активно обсуждался.
И даже 23 июня прошлого года Ярослав Нилов внёс в думу законопроект о замене ЕГЭ на традиционные экзамены. Я, как преподаватель, считаю своим долгом высказаться и ответить на поставленный вопрос, что же будет, если подобный законопроект примут? Лучше станет образование, или наоборот?
Для начала дам слово Капитану Очевидность. ЕГЭ - это ЭКЗАМЕН.
Любой экзамен - это про контроль уровня знаний.
Таким образом, напрямую изменение ЕГЭ на традиционный экзамен, на системе образования никак не отразится. Но косвенно - очень даже может. Меняя экзамен, мы меняем способ контроля качества образования.
Теперь, внимание, вопрос: Какой способ контроля объективнее? Традиционный, или ЕГЭ?
Ответ очевиден. ЕГЭ объективнее.
Главное его преимущество перед традиционным экзаменом в том, что он един для всех. Контроль осуществляют не учителя, которые учили и не преподаватели вузов, а сторонняя незаинтересованная организация ФИПИ.
Поясню, почему это здорово на стороннем примере.
Представьте себе, что вы заказали строительство дома у некоторого подрядчика. И в какой-то момент вам захотелось проверить качество строительства. Вряд ли же вы настолько глупы и/или наивны, чтобы заказывать проверку у того же подрядчика, который вам строит? Вы ведь обратитесь в другую организацию? Здесь ситуация примерно та же.
На ЕГЭ все в равных условиях.
Случаи злоупотребления, конечно, и в ЕГЭ есть. Но, поверьте, лазеек для нечестных выпускников и абитуриентов при таком подходе намного меньше, чем при традиционных экзаменах.
Почему так, я расскажу в другой статье о том, как организован ЕГЭ. При старой системе можно было получить преимущество тем, кто был любимчиком учителей. Или, возможно, тем, чьи родители больше денег сдавали на школьные нужды.
Про натаскивание. И про элемент везения
В ЕГЭ приблизительная структура варианта известна заранее, поэтому натаскивание в той или иной степени действительно имеет место быть. Но… Всё познаётся в сравнении. Поэтому задам встречный вопрос сторонникам традиционных экзаменов: “Неужели вы и правда верите в то, что в экзамене по билетам, натаскивания меньше?”
На мой личный взгляд, так считать просто глупо. Про элемент везения - то же самое. Да, он есть и в ЕГЭ. Но, учитывая, что в билете заданий не много, глупо считать, что в экзамене по билетам, элемент везения меньше.
Насчёт тестов - тоже странный аргумент
Задам вопрос сторонникам этого аргумента: “До ЕГЭ в экзаменах, скажем, по английскому языку, тестов не было?”. Что скажете?
Да и, скажем, по русскому языку в ряде случаев тест будет более объективен, чем сочинение, поскольку в сочинении, если ученик сомневается в правописании какого-то слова, он может заменить слова, он может заменить его на синоним. И предложения строить преимущественно простые, чтобы не сомневаться в пунктуации. В тесте такое не пройдёт.
А вот, скажем, в профильном ЕГЭ по математике, тестов давно нет, поскольку не нужно.
Итак, как мы видим, ЕГЭ объективнее и честнее традиционных выпускных и вступительных экзаменов.
Теперь пару слов про удобство.
Сам я сдавал традиционные экзамены. И помню, как это неудобно - сначала сдать выпускные экзамены, потом ездить по разным ВУЗам и в каждый сдавать свои экзамены. А если ВУЗы в разных городах? А если дни экзаменов совпадают? Так что, в удобстве ЕГЭ выигрывает.
Что бы я поменял на ЕГЭ
Я бы предложил сделать две вещи.
Первое - структуру экзамена сделать менее предсказуемой.
Второе - дать возможность один ЕГЭ пересдать, даже тем, кто получил положительный балл. Особенно в случае, когда ученик пробные ЕГЭ писал лучше.
Но, в целом, я не вижу никаких преимуществ традиционного экзамена перед ЕГЭ.
Поэтому я однозначно за сохранение ЕГЭ
Более того, я считаю, что это тот вопрос, двух мнений в котором быть не должно. И те, кто придерживается иного мнения, либо не достаточно компетентны в данном вопросе, либо напрямую заинтересованы.
Теперь ещё раз отвечу на вопрос что будет, если отменить ЕГЭ
Система контроля качества образования станет, если так можно выразиться, более дырявой.
А там, где нет достаточного контроля, начинается бардак. И качество начинает снижаться. Хотя, конечно, вопрос качества образования упирается далеко не только в ЕГЭ.
Поверьте, проблем в нашем образовании много. Но контроль качества на сегодняшний день - не главная из них.