Найти тему

Что будет, если отменить ЕГЭ

В прошлом вопрос возможной отмены ЕГЭ активно обсуждался.

И даже 23 июня прошлого года Ярослав Нилов внёс в думу законопроект о замене ЕГЭ на традиционные экзамены. Я, как преподаватель, считаю своим долгом высказаться и ответить на поставленный вопрос, что же будет, если подобный законопроект примут? Лучше станет образование, или наоборот?

Для начала дам слово Капитану Очевидность. ЕГЭ - это ЭКЗАМЕН.

Любой экзамен - это про контроль уровня знаний.

Таким образом, напрямую изменение ЕГЭ на традиционный экзамен, на системе образования никак не отразится. Но косвенно - очень даже может. Меняя экзамен, мы меняем способ контроля качества образования.

Теперь, внимание, вопрос: Какой способ контроля объективнее? Традиционный, или ЕГЭ?

Ответ очевиден. ЕГЭ объективнее.

Главное его преимущество перед традиционным экзаменом в том, что он един для всех. Контроль осуществляют не учителя, которые учили и не преподаватели вузов, а сторонняя незаинтересованная организация ФИПИ.

Поясню, почему это здорово на стороннем примере.

Представьте себе, что вы заказали строительство дома у некоторого подрядчика. И в какой-то момент вам захотелось проверить качество строительства. Вряд ли же вы настолько глупы и/или наивны, чтобы заказывать проверку у того же подрядчика, который вам строит? Вы ведь обратитесь в другую организацию? Здесь ситуация примерно та же.

На ЕГЭ все в равных условиях.

Случаи злоупотребления, конечно, и в ЕГЭ есть. Но, поверьте, лазеек для нечестных выпускников и абитуриентов при таком подходе намного меньше, чем при традиционных экзаменах.

Почему так, я расскажу в другой статье о том, как организован ЕГЭ. При старой системе можно было получить преимущество тем, кто был любимчиком учителей. Или, возможно, тем, чьи родители больше денег сдавали на школьные нужды.

Про натаскивание. И про элемент везения

В ЕГЭ приблизительная структура варианта известна заранее, поэтому натаскивание в той или иной степени действительно имеет место быть. Но… Всё познаётся в сравнении. Поэтому задам встречный вопрос сторонникам традиционных экзаменов: “Неужели вы и правда верите в то, что в экзамене по билетам, натаскивания меньше?”

На мой личный взгляд, так считать просто глупо. Про элемент везения - то же самое. Да, он есть и в ЕГЭ. Но, учитывая, что в билете заданий не много, глупо считать, что в экзамене по билетам, элемент везения меньше.

Насчёт тестов - тоже странный аргумент

Задам вопрос сторонникам этого аргумента: “До ЕГЭ в экзаменах, скажем, по английскому языку, тестов не было?”. Что скажете?

Да и, скажем, по русскому языку в ряде случаев тест будет более объективен, чем сочинение, поскольку в сочинении, если ученик сомневается в правописании какого-то слова, он может заменить слова, он может заменить его на синоним. И предложения строить преимущественно простые, чтобы не сомневаться в пунктуации. В тесте такое не пройдёт.

А вот, скажем, в профильном ЕГЭ по математике, тестов давно нет, поскольку не нужно.

Итак, как мы видим, ЕГЭ объективнее и честнее традиционных выпускных и вступительных экзаменов.

Теперь пару слов про удобство.

Сам я сдавал традиционные экзамены. И помню, как это неудобно - сначала сдать выпускные экзамены, потом ездить по разным ВУЗам и в каждый сдавать свои экзамены. А если ВУЗы в разных городах? А если дни экзаменов совпадают? Так что, в удобстве ЕГЭ выигрывает.

Что бы я поменял на ЕГЭ

Я бы предложил сделать две вещи.

Первое - структуру экзамена сделать менее предсказуемой.

Второе - дать возможность один ЕГЭ пересдать, даже тем, кто получил положительный балл. Особенно в случае, когда ученик пробные ЕГЭ писал лучше.

Но, в целом, я не вижу никаких преимуществ традиционного экзамена перед ЕГЭ.

Поэтому я однозначно за сохранение ЕГЭ

Более того, я считаю, что это тот вопрос, двух мнений в котором быть не должно. И те, кто придерживается иного мнения, либо не достаточно компетентны в данном вопросе, либо напрямую заинтересованы.

Теперь ещё раз отвечу на вопрос что будет, если отменить ЕГЭ

Система контроля качества образования станет, если так можно выразиться, более дырявой.

А там, где нет достаточного контроля, начинается бардак. И качество начинает снижаться. Хотя, конечно, вопрос качества образования упирается далеко не только в ЕГЭ.

Поверьте, проблем в нашем образовании много. Но контроль качества на сегодняшний день - не главная из них.