Кадм - сын финикийского царя Агенора. Согласно древнегреческим мифам именно Кадм был основателем города Фивы.
А перед тем, как построить город, Кадм убил некоего чудища, которого часто называют драконом, вырвал у него зубы и засеял ими поле. И выросли из зубов воины, которые и стали соратниками Кадма и и родоначальниками знатнейших фиванских родов.
Вот, вкратце, такая история. Больше всего в ней меня интересует чудовище, с которым сражался герой Кадм. Часто в современных интерпретациях этого мифа описывают его как священного дракона бога войны Ареса.
Конечно, у богов чего только не было. Может были и драконы. Но обратимся все-таки к древним авторам. Они-то побольше нашего о богах знали.
У Овидия, в его третьей книге "Метаморфозы", написано:
в пещере же, скрытый глубоко,
Марсов змей обитал, золотым примечательный гребнем.
Очи сверкают огнем; все тело ядом набухло,
Три дрожат языка; в три ряда поставлены зубы.
О драконе не сказано ни слова. А чудовище называется Марсов змей.
И снова вопрос: что за Марсов змей? Так и хочется сказать: "Змей бога войны Марса, что ж тут не понятного?". Кем бы тот ему не приходился.
Но почему, рассказывая о древнегреческом герое Кадме, Овидий упоминает древнеримского бога Марса? Ведь бог войны в Древней Греции Арес.
Думаю, что все не случайно, и на описку великого поэта ссылаться не стоит. Тут речь о другом.
Некогда в средней Италии в районе Фуцинского озера жило одно из наиболее значимых италийских племен. И называлось оно марсы (лат. Marsi). Марсы поклонялись змеям, поэтому их считали заклинателями змей.
Так что понятие "Марсов змей", скорее всего, относится к этом племени , чем к богу Марсу.
Но это только мои рассуждения. Художники, видимо, не сильно заморачивались этим вопросам и рисовали Марсова змея в разных видах. Кому начто хватало фантазии.
Интересно то, что в античные времена изображали противника Кадма именно змеем.
Драконы появились значительно позже.