Изменения в системе маркировки в 2024 году затронут многих участников товарного оборота. Координаторы проекта «Честный ЗНАК» планируют завершить начатые ранее эксперименты, охватить новые группы товаров и расширить перечень продукции в категориях, уже подлежащих маркировке. Разберёмся в новостях маркировки, рассмотрев каждую группу товаров по отдельности.
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков
В 2024 году участники рынка начнут маркировать новые категории напитков. С 15 января 2024 года маркировке подлежат пиво, сидр, пуаре и прочая слабоалкогольная продукция, которая продаётся в алюминиевых банках и других видах упаковки. Напомним, что напитки в кегах, стеклянной и полимерной упаковке начали маркировать ещё в 2023 году. С 1 апреля будет запрещена продажа товарных остатков — напитков, которые поступили в оборот до введения обязательной маркировки и не были промаркированы.
Кроме того, с 15 января нужно передавать сведения в ГИС МТ «Честный ЗНАК» при подключении кегов к оборудованию для розлива напитков. Отправка информации в систему происходит с помощью контрольно-кассовой техники. А с 1 июня все, кто продаёт пиво и слабоалкогольную продукцию в розницу, будут обязаны отправлять в «Честный ЗНАК» данные о выводе товаров из оборота.
Маркировка безалкогольных напитков
В 2024 году начнутся второй и третий этапы маркировки безалкогольной продукции.
II этап: с 1 марта 2024 года. Наносить коды DataMatrix нужно на напитки, которые упакованы в алюминиевые или полимерные банки. При этом не требуется маркировать соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье. Промаркировать нужно следующие виды напитков:
III этап: с 1 июня 2024 года. Нужно нанести коды на все группы продукции, которые не были промаркированы ранее: соки, нектары, морсы, напитки на растительном сырье, а также на любые напитки в кегах, Tetra Pak и других видах упаковки. Полный перечень кодов продукции, маркируемой на этом этапе, дан в таблице:
Также все участники рынка начнут передавать в «Честный ЗНАК» сведения о розничной продаже безалкогольной продукции. С 5 ноября 2024 года это коснётся напитков в стеклянной или полимерной упаковке и в банках, а с 1 марта 2025 года — всех остальных товаров.
Маркировка молочной продукции
Последний этап маркировки молочной продукции должен был начаться в конце 2023 года, однако правительство изменило сроки. С 1 сентября 2024 года крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы должны наносить коды DataMatrix на упаковку молока, кефира, сметаны, йогуртов и другой молочной продукции. Также с этого времени все фермеры должны передавать информацию об обороте товаров в ГИС МТ «Честный ЗНАК».
Маркировка воды
С 1 марта 2024 года поставщики и продавцы воды для детского питания обязаны передавать в «Честный ЗНАК» данные об обороте своей продукции. Эти требования распространяются на продукцию с кодом 10.86.10.310 по ОКПД 2. Участники должны отправлять в систему информацию о вводе товара в оборот, о передаче продукции партнёрам, о продаже воды конечному потребителю и о выводе товара из оборота по другим причинам.
Маркировка одежды и других товаров лёгкой промышленности
С 2024 года производители и импортёры одежды должны наносить коды DataMatrix на новые виды продукции. Теперь маркировке подлежат:
С 1 апреля 2024 года оборот этих изделий без маркировки будет запрещён. Заказать коды DataMatrix для товарных остатков нужно до 1 октября, а ввести промаркированные остатки в оборот — до 1 ноября 2024 года. При этом с 1 июля 2024 года продажа немаркированных товарных остатков будет запрещена.
Маркировка медицинских изделий
1 марта 2024 года начнётся новый этап маркировки медизделий. С этой даты производителям и импортёрам необходимо наносить коды DataMatrix на:
- слуховые аппараты (за исключением их частей и принадлежностей);
- коронарные стенты;
- компьютерные томографы;
- санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании.
С 1 сентября участники рынка обязаны отправлять в «Честный ЗНАК» информацию о продаже товара на кассе или его выводе из оборота другим способом.
Отправить данные о реализации товаров в базу «Честного ЗНАКа» поможет Астрал.ОФД. Астрал.ОФД — это онлайн-сервис для передачи кассовых чеков в Федеральную налоговую службу. Если сформированный чек содержит код маркировки, сервис бесплатно отправит информацию о продаже продукции в ГИС МТ.
Маркировка БАД
С 1 марта 2024 года участники рынка должны передавать в ГИС МТ данные о розничной продаже биологически активных добавок к пище и о выбытии товара из оборота по другим причинам. А с 1 мая необходимо отправлять в «Честный ЗНАК» любую информацию об обороте БАД: например, данные о том, что оптовый поставщик передал партию товара аптеке.
Маркировка антисептиков
Сроки маркировки антисептиков в 2024 году такие же, как и у БАД. С 1 марта участникам необходимо отправлять в систему маркировки информацию о розничной продаже каждой единицы товара и о выводе продукции из оборота по другим причинам. С 1 мая предприниматели должны сообщать «Честному ЗНАКу» все данные об обороте антисептиков.
Отправлять в «Честный ЗНАК» данные об обороте маркированной продукции нужно с помощью системы электронного документооборота. Благодаря сервису Доки передать информацию о движении товаров можно легко и быстро. Доки позволяют отправлять электронные документы как из «1С», так и с помощью веб-версии, не привязанной к «1С».
Маркировка кресел-колясок
Производители, импортёры и продавцы кресел-колясок с 1 сентября 2024 года должны отправлять в ГИС МТ «Честный ЗНАК» всю информацию об обороте продукции: об отгрузке товара, его приёмке, розничной продаже и выводе изделий из оборота по другим причинам.
Маркировка велосипедов
Сроки обязательной маркировки велосипедов снова перенесли. Наносить коды DataMatrix на велосипеды и велосипедные рамы нужно с 1 сентября 2024 года.
Разрешительный режим продажи товаров в 2024 году
С 2024 года при продаже маркированных товаров на кассе будет происходить онлайн-проверка кодов маркировки. Когда продавец отсканирует код DataMatrix, онлайн-касса отправит запрос в «Честный ЗНАК», чтобы узнать, разрешена ли продажа этого конкретного экземпляра товара с этим кодом маркировки.
Продажа продукции будет запрещена, если:
- в базе «Честного ЗНАКа» нет отсканированного кода;
- в ГИС МТ нет данных о вводе товара в оборот;
- по данным системы товар с отсканированным кодом уже продали;
- у продукции истёк срок годности;
- стоимость товара выше максимальной розничной цены (это актуально только для табачной продукции);
- произошла блокировка товара по решению органа государственной власти;
- касса получила некорректный результат проверки криптографической подписи (кода проверки).
В 2024 году произойдёт запуск разрешительного режима для нескольких продуктовых групп:
В 2025 году кассиров обяжут проверять коды, даже если у магазина нет доступа к интернету. В этом случае принять решение о продаже будет нужно на основе информации из локальной базы данных продавца.
Подобрать онлайн-кассу можно в интернет-магазине «Астрал ККТ». При необходимости наши специалисты помогут вам зарегистрировать кассу в ФНС и в Личном кабинете ОФД.
Эксперименты по маркировке в 2024 году
Правительство расширяет программу обязательной маркировки товаров. В 2024 году предприниматели могут принять участие в пилотных проектах по маркировке нескольких продуктовых групп. Участников эксперимента обучают тому, как заказывать коды DataMatrix на портале «Честный ЗНАК» и как наносить коды на упаковку продукции. Благодаря этому предприниматели могут скорректировать свои бизнес-процессы заранее, до введения обязательной маркировки.
Перечень всех экспериментов по маркировке продукции, которых проходят в 2024 году:
Расширение линейки маркируемых товаров не станет проблемой, если вы воспользуетесь комплексом услуг Астрал.Маркировка. Наши специалисты помогут вам пройти регистрацию на портале «Честный ЗНАК», настроят систему электронного документооборота, а также подберут подходящее оборудование для печати и сканирования кодов маркировки, чтобы сберечь ваше время и сделать работу по новым правилам более комфортной.