Найти тему
Логопед Анна Полякова

Почему не идет развитие школьных навыков, и кто в этом виноват?

Сегодняшний материал будет посвящен одной из самый актуальных тем развития детей-ошибок в восстановительной работе. Попробуем взглянуть на проблему со стороны и понять кто же в ней виноват?

Итак, проблема. Приходит ребенок в школу. С виду обычный малыш, да в какой-то момент он испытывал трудности с овладением устной речи, но все они давно позади. Комиссия признала ребенка готовым к обучению в школе- и это отлично. Родители особо-то и не переживали по данному поводу. Их ребенок молодец слоги и слова давно читает, да и на пальцах отлично складывает, даже достаточно бегло, явно в школе окажется одним из самых лучших учеников.

Вот только в школе вдруг возникает множество проблем. Ребенок читает текст и не понимает прочитанного, знает цифры, а складывать их не может, перебирает пальцами под столом в пределах десяти, стоит шагнуть дальше проваливается совсем. Маме начинают достаточно жестко намекать на тотальную неуспеваемость, на большие трудности в обучении и весьма туманные перспективы.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Родители хватаются за голову и бегут к логопеду с запросом помочь разобраться в проблеме. Обычно классический запрос звучит примерно так. «Нейропсихолог поставил нашему ребенку диагноз, говорящий о сниженном внимании, и трудности с переключением видов деятельности. Так же мы заметили, что в арсенале нашего ребенка преобладает вербальный тип накопления информации, у нашего малыша точно снижено слухоречевое внимание, помогите пожалуйста»?

Хорошо, логопед начинает тестировать ребенка. Давая ему на пробу чтение текстов и предложений, анализируя возможности счета и письма. И тут вылезают грубые проблемы. Нет у ребенка основных понятий для построения суждений и умозаключений. Не накопил он словарный запас достаточный для понимания читаемого текста. Нет, слуховое внимание у него в наличии. И предложение он слышит полностью, ориентируется и в начале, и в конце, и в середине, если вопрос, заданный к данному предметному ориентиру ему известен, а вот если вопрос не ясен, нет знаний на данную тему, ребенок проваливается в область семантических нарушений.

Идем дальше вопрос счета. Мама просит научить ее ребенка считать примеры, но логопед видит, что малыш прибывает на уровне количественных понятий и до внутренней речи ему еще топать и топать. "Ну как же так, удивляется мама, зачем вы талдычите с ним написанные цифры и состав числа, он же отлично делает это на счетных палочках, решайте сразу примеры". Всегда хочется вручить такой маме кассу цифр и удалиться. Мама уже решала с ребенком примеры и может продолжать их решать в том же духе и с тем же результатом.

А теперь давайте смотреть почему не идет, и где же здесь проблема.

Распишу принцип работы с формированием внутренней речи именно на этапе математических действий. На них он выглядит более наглядным и понятным.

Сначала такому ребенку нужно ввести соотношение цифры и количества ( состав числа привязан к количеству), затем полностью привязать состав числа к количеству и числу знаковому, выйти из данной операции на исключительно знаковый- цифровой набор числа, затем перевести его в слышимый эквивалент, полностью проработать всю систему устно и на слух, без какой-либо зрительной поддержки с элементами проговаривания, и лишь только потом вывести данное проговаривание на уровень про себя-внутреннюю речь. Длинная и долгая дорога. Подобная работа ведется и с разрядами чисел. Только проработав предварительный пласт знаний, уложив его на внутреннюю речь можно выходить в обучение операциям счета, с системой градации до десятка и сотни. Но маме-то нужно чтобы все это было прямо сейчас, у нее завтра контрольная, а ребенок уже получил две двойки. Увы, но сейчас не будет. И такая мама может сколько угодно биться с ребенком над сложением примеров, пока система не отработана на всех уровнях кодирования толку и продуктивности она не увидит. Так в чем же проблема такой мамы?

Основная проблема в том, что она не заметила патологию. Не осознана, что знания ее ребенка кусочные, а не целостные, и лежат на вербальном- зрительном уровне, и до этапа внутренней речи им еще очень далеко. Тот же принцип работает и с чтением. Ребенок не понимает короткое предложение не из-за нарушенного внимания, а из-за отсутствия эквивалентов слышимых понятий на внутренней речи. Дайте ему картинки с последовательностью, он все расскажет и покажет. Отберите материал и спросите устно, и вы увидите ту же самую картину семантической дислексии.

Так есть ли базовые знания у такого ребенка? Увы, но знаний нет. Поэтому логопед открывает учебник и откатывается назад, в ту тему, что маме казалась очевидно выученной. Специалист видит знание на вербальном уровне, но знаний этих недостаточно, и ему нужно доложить знания на внутреннюю речь.

Как думаете это быстрый процесс? Есть у такого ребенка шанс успеть за общеобразовательной программой, не рассчитанной на подобные проблемы, убегающей вперед с молниеносной быстротой.

Мама в истерике, в школе сыплются одни двойки, а специалист оттачивает с ребенком, как ей кажется известные малышу навыки. Мама бросает специалиста, берется за дела сама, увеличивает объем прочитанного текста, вот только ребенок как не понимал речь, так и не понимает. Вместо того, чтобы нагнать пропущенные темы быстро и структурировано, ребенок начинает пытаться добирать их, базируясь на контекст, что бывает весьма долго и тяжело. Эффекта нет, ребенок топчется на месте.

Виновата ли в этом отчаявшаяся мама? Я не люблю искать виноватых, но в данном вопросе я предпочитаю все-таки винить не маму, доведенную системой до ручки, а саму систему не объяснившую данной маме возможность возникновения подобной проблемы. Ведь мама видела кусочные вербальные знания, именно их-то и требовала дошкольная программа. Глубже запросов к ребенку просто никто не предъявляет. Профилактика нарушений не проводилась.

Побившись и устав многие мамы просто опускают руки. Виня во всем самого ребенка. "Просто у него УО, и оно в принципе не лечится..."

Увы, но очень часто УО оказывается именно приобретенным, и все-таки имеет возможность компенсации, но для этого часто нужно сделать несколько шагов назад, в то место, где ребенок недобрал информацию и не уложил ее на внутреннюю речь. Увы, но донести этот момент до родителей часто оказывается весьма не просто, и осознание его приходит очень поздно, или не приходит вообще.

Важный момент, в структуре дефекта подобные методики даются в разрезе работы с клинической логопедией и дефектологии. К сожалению, многие специалисты просто не могут освоить данную систему ( изучение афазии не включена в курс подготовки логопедов-педагогов, и психологов) , так как она направлена на работу со взрослыми пациентами и системой распада их функций, а так же является узкой медицинской тематикой соседствующей с психиатрией. То есть сама методика часто является с трудом применима на детей, ведь принцип работы здесь разный. Распад функций взрослого происходит от высших к низшим, и коррекция их соответственно идет в том же формате. А вот наполнение ребенка нужно осуществлять несколько в ином темпе. Но как не странно, вот эти дети из статьи выше, с пробелами в знаниях очень похожи именно на взрослых, с частичным распадом функций речи, чтения, письма, математических способностей. Ведь даже банальный пример семантической дислексии, когда ребенок читает и не понимает - является ярким аналогом нарушений чтения при различных формах афазии.

А вы сталкивались с подобными проблемами, и как удалось их преодолеть?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.